Сотрудники Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова с целью синхронизации подготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий Алтайского края разработали и реализовали программу повышения квалификации «Формирование профессиональной направленности обучающихся профессиональных образовательных организаций».
Идея программы поддержана председателем Ассоциации «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» Дмитрием Абалымовым и начальником отдела развития инновационной деятельности Министерства экономического развития Алтайского края Александром Косаревым на стратегической сессии «Определение концептуальных подходов при формировании модели синхронизации подготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий региона». На ней прозвучало предложение не только обучать студентов с учетом запросов предприятий, но и повышать квалификацию педагогических работников на краевых предприятиях.
В апреле 2023 года программа была включена в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования.
С 23 по 26 мая по программе обучились преподаватели и мастера производственного обучения учреждений СПО Алтайского края.
Модераторы программы, декан факультета развития профессионального образования АИРО им. А.М. Топорова Ирина Агафонова и заведующий кафедрой педагогики профессионального образования АИРО им. А.М. Топорова Наталья Платонова, познакомили слушателей с актуальными задачами формирования профессиональной направленности обучающихся в рамках реализации стратегии развития СПО в Российской Федерации и современными технологиями и методами формирования профессиональной направленности обучающихся.
На предприятиях Барнаула слушатели прошли образовательную стажировку. Так, 24 мая они посетили «Сибкомплект» и «Сибэнергомаш», а 25 мая «Алттранс» и «Межрегионэнергосервис». Стажировка была организована с целью отбора предметного содержания для создания профессионально направленного интегрированного учебного занятия с включением кейса для обучающихся по профессиям «Сварщик», «Электромонтажник», «Токарь».
Ориентирами для отбора предметного содержания послужили: условия труда на предприятии; инструкции по соблюдению техники безопасности; технологические процессы предприятий; оборудование; возможности возникновения нештатных/аварийных ситуаций и способы их предотвращения и ликвидации; наличие вредных факторов на производстве; соблюдение предприятием требований, касающихся охраны окружающей среды. Преподаватели и мастера производственного обучения в процессе стажировки уточнили требования к знаниям, профессиональным и надпрофессиональным навыкам, необходимым будущим сварщикам и электромонтажникам.
Как пояснила Ирина Агафонова, слушатели программы приобрели опыт по формированию профессиональной направленности обучающихся средствами профессионально направленного интегрированного учебного занятия. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения объединились в группы с преподавателями общеобразовательных предметов «Русский язык», «Математика», «Химия», «Физика», «Биология», «Физическая культура» и разработали интегрированные учебные занятия по темам «Понятие деформации как категория, необходимая для решения профессиональных задач», «Точность выполнения работ при изготовлении сварных конструкций», «Оборудование, техника и технология ручной дуговой сварки», «Техника и технология газовой сварки (наплавки)».
Преподаватель Волчихинского политехнического колледжа Наталья Колодезникова:
— На предприятиях мы узнали требования работодателей к выпускникам по конкретной профессии, что позволит внести соответствующие коррективы в организацию учебного занятия.
Преподаватель Алтайского архитектурно-строительного колледжа Елена Антоненкова:
— На четырех предприятиях мы познакомились с очень интересной информацией для обучающихся и учебных заведений в целом. Особую благодарность выражаем администрациям предприятий за обмен практическим опытом и приглашение обучающихся на производственную практику. Благодарим организаторов за подготовку обучения на высоком профессиональном уровне. Курсы объединили теорию и практику, стали для нас великолепной подготовительной базой.