Повышение качества математического и естественно-научного образования — один из приоритетов образовательной политики России. На федеральном уровне принят комплексный план мероприятий по их развитию до 2030 года. Документ, подписанный Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, нацелен на обновление содержания учебных программ и стандартов, расширение профильного обучения, повышение квалификации учителей, устранение кадрового дефицита, а также на повышение интереса школьников к точным наукам и инженерной подготовке. В Алтайском крае продолжается системная работа по этим направлениям.
Важную роль в реализации этих задач играют учителя и профессиональное сообщество. Один из координаторов этих процессов – отделение по математике краевого учебно-методического объединения (КУМО), которое оказывает методическую поддержку сотням специалистов края, содействует повышению квалификации учителей и внедрению авторских методик обучения.
О том, как организована работа отделения КУМО рассказала его руководитель – Людмила Баянкина, учитель математики барнаульского лицея №124. Она поделилась своими профессиональными наблюдениями, опытом методической работы и подходами к тому, как вдохновить школьников на серьёзное и увлечённое изучение математики.
Этот материал – часть серии публикаций о передовых педагогах Алтайского края, которые вносят значительный вклад в развитие естественно-научного и математического образования.
– Людмила Анатольевна, расскажите в чем основная миссия КУМО?
– Тридцать лет назад, когда я закончила вуз и только начала работу в школе Центрального района, методическую поддержку педагогам оказывал Комитет по образованию. Он организовывал различные мероприятия – школу молодого учителя, семинары, где преподаватели решали сложные задачи и обменивались опытом. Сегодня главная задача КУМО – сохранить эту традицию, быть той площадкой, где педагоги могут получить квалифицированную методическую помощь, ознакомиться с актуальными материалами и вместе решить проблемы. Мы стремимся к тому, чтобы учителя чувствовали поддержку и уверенность в своей работе.
– Как выстроена работа КУМО с запросами от учителей? Какие формы поддержки педагогов реализуются на практике?
– Мы готовы поддержать учителей на каждом этапе их работы. К нам поступает множество вопросов, и мы стараемся оперативно помочь. Совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АИРО регулярно проводятся различные мероприятия. Так, по многочисленным запросам учителей, был организован двухдневный экскурс с участием экспертов Елены Даниленко [учитель математики Хабарской школы № 2, прим.] и Екатерины Зубковой [ведущий методист ГК «Просвещение», прим]. Он помог большинству педагогов определиться с выбором учебников на новый 2025-2026 учебный год.
В последнее время большое внимание уделяется развитию цифровых компетенций. Как отделение математики КУМО интегрирует новые технологии в процесс обучения педагогов?
– На методических сборах прошедшего учебного года Юлия Кардакова [учитель матемтики Сорочелоговской школы, прим.] провела интенсивы по использованию искусственного интеллекта на уроках математики. В перспективе мы видим огромный потенциал в работе с нейросетями. Коллегам важно ознакомиться с этим инструментом — он может стать мощной поддержкой для учителя, но одновременно требуют внимательного и грамотного подхода.
Какие проекты КУМО реализует для популяризации математики среди учащихся и привлечения их интереса к предмету?
– В этом учебном году КУМО совместно с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АИРО подготовила видеоматериалы – «Решение задач по теореме Пика», «Математическая сказка «Свойства медианы». К их созданию привлекались учащиеся. На нашей онлайн-платформе публикуются и другие методические материалы. Работа над интересными и нестандартными форматами популяризации математики продолжается.
Существует тенденция к развитию математического образования. Зачем математика нужна в современном мире? Объясните важность развития именно точных компетенции, а не, допустим, акцента на предметах гуманитарного цикла?
– Сегодня в нашей стране особенно востребованы специалисты инженерных профессий — это потребность общества и времени, удовлетворение которой тесно связано с точными предметами. Математика — это фундаментальная наука, без которой невозможно представить ни физику, ни химию, ни другие научные области. Сейчас преподаватели вузов подчеркивают важность сдачи профильной математики, ведь спектр инженерных направлений очень широк, всем нужны квалифицированные кадры. Пристальное внимание развитию качества математического образования – это залог успешного будущего школьников и основа для развития высокотехнологичных и научных отраслей страны.
Как Вы считаете математика развивает у школьников необходимые для будущей жизни навыки?
– Когда-то Михаил Ломоносов сказал: «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Это очень точно отражает суть — математика формирует у школьников логику, умение и последовательно решать задачи. Выполнить задание по математике — значит найти проблему, разработать план её решения, воплотить его и проверить получен ли нужный результат. Я работаю в профильном лицее, и замечаю, что даже те выпускники, которые выбирают, например, иностранные языки, говорят, что пять лет углубленного изучения математики помогают осваивать язык. Успешный в точной науке ученик лучше справляется и с написанием сочинений, так как умеет систематизировать информацию и четко излагать мысли.
Считаете ли Вы, что в системе школьного образования достаточно внимания уделяется математике?
– Всё зависит от профиля школы. По моим наблюдениям, коллеги из разных образовательных учреждений действительно ценят математику — учителям идут навстречу, выделяют часы на внеурочную деятельность, организовывают коллективные курсы. Но математика — такой предмет, что даже девяти часов в неделю бывает недостаточно, чтобы полностью познать её богатое содержание. Все предложенные часы можно эффективно заполнить интересной и полезной работой и, я думаю, нужно продолжать поддерживать инициативы по популяризации предмета.
Какие рекомендации Вы могли бы дать педагогам, чтобы помочь детям полюбить математику и понять её важность в жизни?
– Протягивать руку помощи, поддерживать и вдохновлять каждого – в этом весь секрет. Главное для учителей — суметь расположить к себе детей. Часто именно доверие и взаимопонимание с педагогом становятся той точкой соприкосновения, благодаря которой у ребёнка появляется интерес и успехи в математике. Если школьник чувствует поддержку и уважение, то это отражается и на отношении к предмету. В современном цифровом мире у детей есть множество разнообразных ресурсов, которые помогут легче справляться с предметом. Педагоги же могут организовывать площадки для самостоятельного изучения и закрепления материала, внеурочные мероприятия, конкурсы и акции по популяризации математики — например, конкурс «Мисс математика» — отлично мотивируют учеников.
Какие интересные проекты или конкурсы с математическим уклоном Вы рекомендуете школьникам и коллегам?
– Их масса. Например, турнир «Математические бои школьных команд Алтайского края и городов Сибири памяти Евгении Напалковой», краевой командный турнир по физике, математике и аналитике «Золотые умы», а также олимпиады из перечня российских вузов, дающие дополнительные баллы при поступлении. Педагоги могут организовывать и собственные мероприятия. Из традиционных — декада математики. В нашей школе, например, есть конкурсы быстрого счёта и «задача дня». Советую опираться на опыт коллег, педагоги края разрабатывают проводят такие задания и конкурсы, в которые ребята с удовольствием включаются и начинают незаметно для себя влюбляться в предмет.
– Расскажите какие мероприятия планирует КУМО?
– В период с 19 по 29 августа в преддверии нового учебного года мы проведем организационно-методические семинары отделений по основным задачам на 2025-2026 год.
С целью своевременного оказания консультативной и методической поддержки педагогам по вопросам, вызывающим профессиональные затруднения, на сайте АИРО имени А.М. Топорова организована «Горячая линия по методическим вопросам подготовки к новому 2025-2026 учебному году», где можно задать тематические вопросы руководителям отделений КУМО и получить ответы в ходе августовских мероприятий.