Повышение качества математического и естественно-научного образования — один из главных приоритетов образовательной политики России. На федеральном и региональном уровне принят комплексный план мероприятий по их развитию до 2030 года. Документ нацелен на обновление содержания учебных программ и стандартов, расширение профильного обучения, повышение квалификации учителей, устранение кадрового дефицита, а также на повышение интереса школьников к точным наукам и инженерной подготовке.
Важную роль в реализации этих задач играют учителя и профессиональное сообщество. В феврале 2020 года с целью профессиональной поддержки учителей математики и обеспечения повышения качества математического образования в Алтайском крае создана «Мобильная сеть учителей математики». Тьюторы Мобильной сети, а также преподаватели профильной кафедры Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова проводят разнообразные образовательные мероприятия – вебинары, мастер-классы, интенсивы-практикумы, сетевые, онлайн и видеоконсультации, которые позволяют развивать профессиональные компетенции учителей математики любого уровня подготовки.
Этот материал – часть серии публикаций о передовых педагогах Алтайского края, которые вносят значительный вклад в развитие естественно-научного и математического образования.
Один из таких педагогов –Татьяна Маколкина, учитель математики, заведующий кафедрой точных наук гимназии № 123 города Барнаул, тьютор Мобильной сети учителей математики Алтайского края, лучший учитель России 2023. Она поделилась своим опытом работы в рамках инновационной деятельности и привлечения учащихся к изучению профильной математики.
Татьяна Викторовна, как Вы пришли к математике и педагогике?
– С раннего детства я обожала играть в школу. В школьные годы у меня было два любимых предмета – математика и география. Особенно сильное впечатление на меня произвела моя учительница географии — невероятно увлечённый, талантливый педагог. Именно она стала для меня примером и тем человеком, благодаря которому я выбрала путь педагога. Сегодня для своих учеников я стараюсь быть таким же учителем — вдохновляющим, чутким и по-настоящему любящим своё дело.
Что для Вас самое ценное в профессии учителя математики?
– Успехи учеников. Когда видишь, как они уверенно решают сложные задачи, получают высокие баллы на экзаменах, поступают в престижные вузы на инженерные специальности — приходит чувство радости, гордости и удовлетворения. Я искренне верю: успешный ученик — это главный показатель того, что учитель состоялся.
Какие качества и навыки Вы считаете особенно важными для современного учителя математики?
– Прежде всего — дисциплинированность, которую учитель передаёт всему классу. Нужно уметь удерживать внимание учеников, чувствовать момент, когда у них возникает интерес, и подстраиваться под него. Если я вижу, что тема даётся с трудом, стараюсь перестроить следующий урок: разобрать материал подробнее, найти другой подход, изменить структуру — так, чтобы каждый ученик понял тему и почувствовал уверенность. Гибкость, внимательность и умение слышать учащихся, на мой взгляд, — одни из ключевых качеств современного педагога.
Как Вы реализуете комплексный план по повышению качества математического образования в гимназии?
– Наша гимназия уже давно работает по всем направлениям из положений комплексного плана и является региональной инновационной площадкой. В 2019 году мы получили грант, на средства которого создали математическую школу «Константа». И каждое лето совместно с детским центром развития «Грани» проводим математические летние смены для учащихся края и соседних регионов. Также у нас проходят стажерские практики, мы делимся опытом с учителями из разных уголков края и страны. Два года назад к нам на стажировку приезжали коллеги из Тувы. Они попросили провести курсы повышения квалификации, и совместно с профильной кафедрой АИРО мы в течение недели разбирали сложные темы, представляли региональные практики и нестандартные методы решения задач, проводили открытые уроки.
Чем занимается тьютор Мобильной сети учителей математики Алтайского края?
– Являясь тьютором, я провожу различные встречи. В этом году были организованы два онлайн-мероприятия: семинар по решению вероятностно-статистических задач и интенсив по решение заданий с параметрами. К трансляциям некоторые педагоги присоединялись вместе с учащимися, чтобы в реальном времени решить непростые математические задачи. Мобильная сеть учителей математики Алтайского края работает по запросам педагогов. Это позволяет делиться наиболее актуальным для учителей опытом и поддерживать высокий уровень подготовки педагогов в регионе.
Как Вы оцениваете успехи учеников, помимо традиционных контрольных и тестов?
– У нас в гимназии есть интересная форма контроля — вертикальный зачёт. В конце учебного года учащиеся предпрофильного седьмого класса сдают зачёт учащимся восьмых профильных классов. Это не только способ проверить знания, но и мотивация: ученики стараются, готовятся серьёзно, чтобы успешно войти в профильный класс. В 10 классе, когда мы изучаем большой раздел «Тригонометрия», зачет провожу уже я. Не все справляются с первого раза, кто-то приходит на пересдачу, и это нормально. Моя задача — не просто поставить оценку, провести контрольную или зачет, а добиться понимания. Ведь тема сложная, и встречается на экзаменах.
Как Вы поддерживаете ли учеников, которые хотят углублённо заниматься математикой?
– В моем классе были ученики, которым особенно нравилась геометрия — для них я подбирала нестандартные задачи, в том числе из тех, что привозила с образовательных программ «Сириуса». Я избегаю однотипных упражнений: постепенно усложняю задания, разогреваю интерес и азарт учащихся. В этом году у меня сильный класс, и я стараюсь, чтобы на каждом уроке было что-то новое – задача, игра или головоломка. Иногда на один 40-минутный урок уходит два дня подготовки.
Какие методы и подходы Вы используете, чтобы заинтересовать учеников, особенно тех, кто изначально не силен в математике?
– Я организовываю внеурочную деятельность. Например, с одним из учеников, мы включились в проект по созданию сайта «Алтай туристический», он писал программу. Несмотря на то, что задание межпредметое и больше связано с информатикой, он заинтересовался, создал проект и выступил с ним на двух краевых конференциях. Как итог – грамоты, чувство успеха и стремление развиваться в математике и информатике дальше.
Какие мифы о математике Вы бы хотели развеять?
– Один из самых распространённых мифов — математика слишком сложная наука. На самом деле, её не нужно бояться. Главное не зубрить, а стараться понять. Я всегда говорю своим ученикам: если вы усвоили тему сегодня, она обязательно пригодится вам в дальнейшем. Математика — это как стройный фундамент, где каждый новый этаж держится на предыдущем.
Математика — это наука точная, но есть ли в ней место для творчества и фантазии?
– Безусловно, математика — очень творческая наука. Так, когда мы изучаем темы по геометрии, правильно начертить фигуру требует не только точности, но и воображения, а также развитого пространственного мышления. Особенно это проявляется, когда мы изучаем многогранники: ученики делают их макеты своими руками, и эти работы до сих пор хранятся в моём кабинете, помогая наглядно объяснять тему. Увидеть математику с творческой стороны можно, когда школьники участвуют в проектной деятельности. Ведь для того, чтобы создать хороший проект нужны необычная идея и креативный подход.
Есть ли у Вас истории, когда ученики «загорелись» математикой или выбрали профильное направление?
– Да, есть такой случай. Этот ученик пришёл в профильный класс из общеобразовательной школы. Постепенно он начал увлекаться геометрией, и я предложила ему поехать на «Уральский турнир юных математиков» в Киров вместе с командой из Барнаула. В поезде, я дала ему много распечатанных задач, и все двое суток пути на турнир он решал их одну за другой. После турнира он «заразился» математикой. Ездил на обучение в «Сириус», начал активно заниматься олимпиадной математикой, иногда по выходным летал в Москву, чтобы в один день написать сразу две Олимиады. В итоге он стал призёром Олимпиады, которая даёт 100 баллов по предмету при поступлении в вузы. Когда мы готовились к ЕГЭ, я предложила ему попробовать набрать максимальный балл, и он справился — в прошлом году получил заветную сотню и сейчас успешнообучается в вузе.
Если бы Вы могли подарить каждому школьнику в мире одну математическую «суперсилу», что бы это было. Чем бы она была полезна в жизни?
– Умение искать наиболее рациональные и простые пути решения. Именно этому я учу своих учеников. Математика — это не про зубрёжку формул, а про «фишки», которые помогают быстро посчитать, умножить или преобразовать числа. Умение находить лёгкие и эффективные способы решения пригодится в любой сфере жизни.
Что Вы бы сказали учащимся, которые думают, что математика — это слишком сложно?
– Не бояться сложностей и не останавливаться на месте. Главное — двигаться вперёд и искать способы улучшить свои знания. Математика требует упорства и труда и каждый шаг вперёд приближает к пониманию предмета.
Какой совет Вы бы дали педагогам, которые не могут заинтересовать ученика в изучении математики?
– Прежде всего, нужно постоянно совершенствоваться самому и показывать пример – участвовать в практиках наставничества, стажировках, семинарах и курсах повышения квалификации. Когда работа с детьми идёт параллельно с работой над собой, результат становится заметен. Любовь к себе, к предмету и к детям, умение сохранять баланс между профессиональной и личной жизнью — это основа для успешного учителя и желания детей добиваться успеха вместе с педагогом.