В рамках Петербургского международного образовательного форума прошла федеральная научно-практическая конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн форматах в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей вузов и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья.
Открыла конференцию директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая:
— Каждый человек должен с самого раннего возраста понимать, что он является важной частью экономической системы. Сегодня понятие финансовой грамотности — это не про то, как зарабатывать больше денег для себя. Финансовая грамотность — про то, как правильно участвовать в экономике страны и влиять на ее развитие. И миссия университета как раз в том, чтобы прививать финансовую культуру молодежи.
Основными темами конференции стали тренды новой Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года, роль образовательной системы в формировании финансовой культуры общества, взаимодействие с государством в процессе реализации проектов инициативного бюджетирования для учащихся.
От Алтайского края в работе конференции участвовала Мария Блок, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности, доцент лаборатории экономической педагогики Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова. Она выступила в пленарной части конференции, представив разработанный Барнаульским ММЦ совместно с Федеральным методическим центром НИУ ВШЭ диагностический инструментарий для оценки финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций. Спикер пояснила, что предпосылками разработки инструментария стали нормативные документы, кадровые условия, становление профессионального сообщества педагогов финансовой грамотности, опыт участия российских педагогов в федеральных и международных исследованиях функциональной грамотности.
— На наш взгляд, финансовая грамотность — это один из ключевых компонентов функциональной грамотности, который позволяет сформировать гармонично развитую и конкурентоспособную личность, способную решать жизненные задачи, — отметила Мария Блок.
В рамках трека «Взаимодействие с государством в процессе формирования финансовой культуры» Мария Блок рассказала о практике реализации школьного инициативного бюджетирования в Алтайском крае и роли регионального конкурса «Я считаю» в формировании финансовой грамотности школьников. Спикер обратила внимание, что школьное инициативное бюджетирование помогает сформировать и развить лидерские навыки обучающихся, подготовить активных амбициозных и неравнодушных школьников, способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для региона социально-экономических задач и проектов.
В практической части конференции гости познакомились с дидактическими играми по финансовой грамотности. В их числе были игры, разработанные сотрудниками Алтайского института развития образования: «Финансовый планшет» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и «Финансовый агент» для обучающихся основной и старшей школы, а также студентов СПО. Участники игропрактики отметили позитивную тенденцию развития игровых технологий и увеличение количества отечественных игр по финансовой грамотности.
Мероприятие организовано Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва) совместно с Высшей школой экономики (г. Санкт-Петербург) при участии Министерства финансов России.
Съемочная группа программы «Бизнес-Петербург» выпустила сюжет о конференции. Его можно посмотреть здесь.