Проект «Мобильная сеть учителей математики Алтайского края» реализуется с 2020 года. Цель проекта — профессиональная поддержка учителей математики для повышения качества математического образования в регионе.
Такую поддержку оказывают педагоги-тьюторы, педагоги-наставники, руководители муниципальных методических объединений по математике, преподаватели вузов и кафедры математического образования, информатики и информационно-коммуникационных технологий Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова.
Заведующий кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АИРО Маргарита Гончарова:
— Более половины образовательных организаций в Алтайском крае приходится на малокомплектные сельские школы или их филиалы, в которых порой работает один, максимум два педагога-математика, испытывающих «голод» в квалифицированном общении с другими учителями математики района, муниципалитета, края. Очевидно, такая ситуация затрудняет грамотное решение возникающих профессиональных проблем. Благодаря деятельности мобильной сети, трудности, к примеру, предметно-методические, не затягиваются, а преодолеваются в кратчайшие сроки.
Профессиональное сообщество учителей математики Алтайского края «Мобильная сеть» служит инструментом непрерывного профессионального самосовершенствования, развития тьюторской и экспертной позиции, позволяющей оказывать помощь педагогам-коллегам в соответствии с их профессиональными дефицитами, выстраивать профессиональные треки развития учителей. Кроме того, сообщество учителей математики в регионе — это информационно-методическая площадка для профессионального сетевого общения и взаимодействия.
В 2023 году состав «Мобильной сети» расширился до 226 педагогов.
В первом полугодии деятельность сообщества была направлена не только на преодоление профессиональных затруднений учителей математики, но и на совершенствование педагогических компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.
Деятельность «Мобильной сети» планируется два раза в год. Это позволяет в ходе онлайн-анкетирования своевременно выявить трудности педагогов, сформировать и систематизировать их запросы, а также отреагировать на них.
В план на первое полугодие были включены семинары, практикумы, мастер-классы, сетевые консультации, индивидуальные и групповые консультации, видеоконсультации, стажёрские практики, круглый стол и другие мероприятия. Темы встреч тьюторов с учителями математики полностью отвечали педагогическим требованиям для повышения качества математического образования. При этом организованное взаимодействие учителей сети позволяло педагогам в рамках различных образовательных мероприятий и событий менять занимаемые позиции от пользователя, слушателя до тьютора, эксперта, методиста.
Качественный анализ состава участников сети показал, что 23 учителя математики выполняют функции тьюторов или методистов сети, что на 77% больше, чем в прошлом году. Более 60% участников сети готовы занимать пока только позицию слушателя или пользователя методическими материалами.
Среди опрошенных участников «Мобильной сети» практически все (91%) активно используют в своей работе материалы семинаров, практикумов, мастер-классов, сетевых консультаций и другие. Тьюторы или методисты в той или иной области математического образования не только делятся своим успешным педагогическим опытом, но и своевременно консультируют своих коллег.
Отмечается, что процент пассивных пользователей сети ежегодно снижается: учителя самоопределяются и переходят в новые для них позиции. Так, 18% учителей математики, опрошенных в этом году, готовятся стать тьюторами или методистами сети.
Преподаватели кафедры математического образования, информатики и ИКТ АИРО проводили профессиональную экспертизу разработанных учителями методических материалов и выступлений. Только после этого их рекомендовали педагогам для дальнейшего использования в работе.
— Анкетирование участников событий и мероприятий мобильной сети, организованное кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АИРО, а также отделением по математике КУМО, показало рост активности, инициативы педагогов, стремление большинства учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, подъём потребности в профессиональном общении друг с другом, усиление желания самостоятельного выбора треков профессионального развития, — отметила Маргарита Гончарова.
Напомним, с апреля по май 2023 года Академия Минпросвещения России проводила единую диагностику профессиональных компетенций учителей, руководителей образовательных организаций субъектов РФ. В Алтайском крае в диагностике учителей математики приняли участие 215 педагогов. Средний процент выполнения проверочной работы учителей математики Алтайского края составил 82,2%, что на 14,2% выше показателей по России. В целом доля педагогов, успешно справившихся с диагностическими заданиями в регионе, составила 57% от общего числа участников оценки, что на 36% выше, чем по аналогичному российскому показателю. Доля педагогов, имеющих высокий уровень дефицитов, значительно ниже по краю в сравнении с такими же данными по России.
Заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик ИКТ АИРО Наталья Решетникова:
— Учителя математики Алтайского края справились с диагностическими заданиями лучше, чем участники диагностики на федеральном уровне. В целом они успешно прошли оценку профессиональных компетенций, показали сформированность проверяемых умений по всем разделам курса математики. Полученные результаты всероссийской диагностики профессиональных компетенций учителей математики напрямую связаны с деятельностью «Мобильной сети учителей математики Алтайского края».
Успешные практики учителей публикуются на сайте «Мобильная сеть». В настоящее время его раздел «Методические материалы, полезные ссылки» насчитывает около 70 практико-ориентированных методических материалов, которые востребованы среди учителей: в первом полугодии зафиксировано 587 посещений и скачиваний материалов. Большим спросом пользуются сетевые консультации, материалы очных встреч.
Итоги деятельности «Мобильной сети учителей математики» в цифрах:
- 100% опрошенных педагогов удовлетворены работой сети и высоко ее оценили;
- 100% опрошенных отметили положительную динамику развития предметных и методических компетенций;
- 91% педагогов отмечают, что материалы, размещенные на сайте «Мобильной сети», являются актуальными и востребованными;
- 73% учителей сети самостоятельно обращались за положительным опытом к тьюторам или методистам сети для получения консультаций, поиска ответов на проблемные вопросы, подготовки и проведения уроков, школьных образовательных событий, проектирования, выбора или применения цифровых учебных материалов и другим;
- 54% опрошенных либо работают тьюторами, либо готовы занять тьюторскую позицию;
- 100% педагогов предложили тематику мероприятий, которые они хотели сами провести в рамках «Мобильной сети» в первом полугодии 2023 года;
- 100% опрошенных учителей, определяя собственные точки роста, сформулировали индивидуальные запросы на совершенствование конкретных профессиональных компетенций, определив для себя профессиональный трек развития.
Вопросы, которые требуют особого внимания для развития сети: обобщение опыта деятельности; организация взаимодействия педагогов в рамках «Мобильной сети»; выявление ее новых возможностей, способствующих совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, необходимых для повышения качества математического образования в регионе.
Перспективные направления развития «Мобильной сети»:
- увеличение доли педагогов – участников сети, развивающих тьюторские и экспертные компетенции;
- расширение форм взаимодействия педагогов друг с другом в рамках «Мобильной сети» через взаимопосещение открытых уроков, занятий, образовательных событий, в том числе онлайн; проведение тьюторами очных открытых встреч, семинаров, мастер-классов в своих регионах, школах;
- расширение количества активных участников;
- пополнение открытого банка методических материалов, подготовленных участниками сети.
План деятельности «Мобильной сети» на II полугодие 2023 года и список учителей-тьюторов — ниже.
Информация предоставлена кафедрой математического образования, информатики и лабораторией по сопровождению деятельностных практик ИКТ АИРО.