В МБОУ «ООШ № 109» г. Барнаула 23 декабря состоялись занятие профориентационного клуба «Строим будущее Алтая» и встреча с родителями учащихся 6-8 классов. Образовательные события провел Мусько В.М., консультант, тестолог Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (МГУ). Под руководством Виктора Михайловича учащиеся школы рассмотрели задачи профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики, специфики рынка труда Алтайского края. Участникам профориентационной консультации были представлены актуальные профессии промышленного комплекса столицы Алтайского края, другие профессии на основе подготовки по предметам ЕНД. Участникам сессии профориентационного клуба «Строим будущее Алтая» была предложена система профориентационного консультирования-диагностики школьников, с помощью которой были определены склонности учащихся к занятиям теми или иными видами профессиональной деятельности, определена успешность в обучении и в дальнейшей профессиональной карьере, сформирован список предметов для изучения и выбора в качестве выпускных экзаменов. Учащиеся заполнили диаграммы диагностики по трем позициям: «идеальный педагог», «идеальный я-ученик», «идеальный друг» (см. рис.1). Активное, перспективное понимание возможностей планирования успешного будущего представили в профессиограммах большинство учащихся 6-9 классов МБОУ «ООШ № 109».
Рис. 1 – Пример профессиограммы с приоритетами на естественно-технологические, естественно-научные и физико-математические направления (синий – «идеальный педагог», зеленый, желтый – «идеальный друг», красный – «идеальный ученик»)
На занятии школьникам были представлены горизонты успешного выбора профессии, приоритетные направления профессий научно-технологического суверенитета России.
Очередная сессия профориентационного клуба «Строим будущее Алтая» продолжалась на встрече с родителями центра «Точка роста» школы № 109. На сновании федерального комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» проводит консультации и беседы по профориентационному информированию родителей.
Родителям учащихся школы была представлена методическая выставка, включающая:
— буклеты о направлениях подготовки, связанных с приоритетными направлениями научно-технологического развития Российской Федерации. Такие приоритетные направления рассматриваются для получения значимых научных и научно-технических результатов, создания отечественных наукоемких технологий;
— буклеты с информацией о колледжах и вузах г. Барнаула и Алтайского края;
— тезисы презентации «Профориентационное тестирование. Начало успешной карьеры».
Перспективы успешного выбора профессии для выпускников 9 классов на естественно-научные специальности обозначены на примерах Алтайского государственного колледжа, Алтайского политехнического техникума, колледжа АлтГУ, университетского технологического колледжа АлтГТУ им. И.И. Ползунова, центра среднего профессионального образования АГАУ и других. В кабинете центра «Точка роста» для родителей учащихся МБОУ «ООШ №109» г. Барнаула представлены актуальные профессии промышленного комплекса Алтайского края, востребованные и перспективные профессии в машиностроении, строительстве, энергетике, IT-производстве региона, России и зарубежья.
Участникам родительского собрания была предложена система профориентационного консультирования-диагностики школьников, с помощью которой можно определить склонности учащихся к занятиям теми или иными видами профессиональной деятельности, определить успешность в обучении и в дальнейшей профессиональной карьере, сформировать список предметов для углубленного изучения и выбора в качестве выпускных экзаменов. Для наглядности работы данной системы сами родители заполнили профессиограммы диагностики по четырем позициям: «идеальный родитель», «идеальный педагог», «идеальный ученик», «идеальный друг». Пример профессиограмм с приоритетами на инженерные и информационно-технологические направления представлен на рисунке 2 (профессиограмма составлена родителем).
Рис. 2 – Пример профессиограммы с приоритетами на инженерные и информационно-технологические направления (синий – «идеальный родитель», зеленый – «идеальный учитель», желтый – «идеальный друг», красный – «идеальный ученик»)
На рис. 2 мама учащегося 8 класса обозначила потребности углубленного профориентационного информирования учащихся на профессии по предметам ЕНД и инженерии, привлечения внешних специалистов для расширенной подготовки по профориентации на профессии, ориентированные на предметы ЕНД, включая актуальное профориентационное тестирование. Комплекс по тестированию рекомендован Российской академией образования (https://proforientator.ru/publications/news/ekspertnye-zaklyucheniya-na-nashi-metodiki-ot-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya.html.
Большинство родителей заинтересовались возможностями профориентационного тестирования и консультирования для своих детей, получению рекомендаций в колледжи и техникумы Алтайского края, выбору предметов ЕГЭ и поступлению в вузы Алтайского края и Российской Федерации в том числе на естественно-научные специальности. В завершении собрания с родителями согласовано профориентационное тестирование и консультирование обучающихся 8 классов школы № 109.
Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» принимает заявки на участие в родительских собраниях в школах Алтайского края по профориентации. Директор центра: Мусько Виктор Михайлович.
Контакты: 8 903-992-8568, e-mail: musko@bk.ru (Мусько В.М.)