На сновании федерального комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» проводит консультации и беседы по профориентационному информированию родителей в школах г. Барнаула. Центр тестирования и развития принял участие в феврале – марте в 11 собраниях родителей 8-11 классов, проинформировал родителей и учащихся о возможностях профессиональной ориентации школьников на уроках по естественно-научным дисциплинам.
В лицеях 52 и 73, гимназиях 40 и 69, средних общеобразовательных школах 51, 89, 91 и 113, открытой (сменной) общеобразовательной школе № 6 г. Барнаула с 5 февраля по 19 марта 2025 г. состоялись встречи с родителями учащихся 8-11 классов. Более 850 родителям учащихся была представлена методическая выставка, включающая:
— буклеты о направлениях подготовки, связанных с приоритетными направлениями научно-технологического развития Российской Федерации. Такие приоритетные направления рассматриваются для получения значимых научных и научно-технических результатов, создания отечественных наукоемких технологий;
— буклеты с информацией о колледжах и вузах г. Барнаула и Алтайского края;
— комплект раздаточного материала о направлениях подготовки в региональных и федеральных вузах: АГАУ, АлтГУ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова, АлтГИК, ТГУ, ТПУ, НГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова;
— тезисы презентации «Профориентационное тестирование. Начало успешной карьеры».
Наиболее востребованными у родителей оказались буклеты АлтГУ, АГАУ, АлтГИК.
Перспективы успешного выбора профессии для выпускников 9 классов на естественно-научные специальности обозначены на примерах центра среднего профессионального образования АГАУ, Алтайского государственного колледжа, Алтайского политехнического техникума, колледжа АлтГУ, университетского технологического колледжа АлтГТУ им. И.И. Ползунова и других.
Участникам родительских собраний была предложена система профориентационного консультирования-диагностики школьников, с помощью которой можно определить склонности учащихся к занятиям теми или иными видами профессиональной деятельности, определить успешность в обучении и в дальнейшей профессиональной карьере, сформировать список предметов для углубленного изучения и выбора в качестве выпускных экзаменов. При проведении тестирования был применен программный комплекс, разработанный профессорами факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Комплекс рекомендован Российской академией образования
(https://proforientator.ru/publications/news/ekspertnye-zaklyucheniya-na-nashi-metodiki-ot-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya.html). По итогам тестирования будущие выпускники школ получили рекомендации на профессии логиста, робототехника, оператора БПЛА и другие профессии, востребованные на промышленном производстве Барнаула, Алтайского края и России, укрепления суверенитета нашей страны:
Рекомендованные профессии | Предметы ЕГЭ для поступления в вуз |
Геолог, горный инженер | Мат*, гео*, рус, физ, хим, ИКТ. (нефтегазовое дело) |
Инженер-строитель | Мат*, рус, физ, инф, хим. |
Информационные системы в экономике | Мат*, рус, общ, ист, гео, инф. (бизнес-информатика) |
Логист | Мат*, рус, общ, ист, гео, инф. (менеджмент)// Мат*, гео*, рус, общ, ист, инф. (торговое дело)// Мат*, рус, физ, инф, хим. (технология транспортных процессов) |
Мобильный робототехник | Мат*, рус, физ, инф, хим. |
Оператор беспилотных летательных аппаратов | Мат*, рус, физ, хим, инф. доп.испытание* |
Сервисный инженер | Мат*, рус, физ, инф, хим, |
Спецназ (ОМОН), спасатель МЧС, силовые структуры | Общ*, рус, ист, инф. (правоохранит.деят.) // Мат*, рус, физ, инф, хим. (техносферная безопасность, пожарная безопасность) |
По итогам тестирования и консультирования учащимся и родителям предлагается дать интервью. Тексты интервью родители и учащиеся направляют в Центр тестирования. Приведем некоторые примеры.
Отзыв по профориентационному тестированию и консультированию в Центре «Строим Будущее Алтая» от Михаила Николаевича Б. 23.02.2025
Всегда задумывался про профориентационное тестирование своего ребенка. Редко кто из детей знает кем и в какой области будет/захочет работать. Соответственно задача родителей подсказать, направить своих детей. Наши детки развиваются по-разному. Разные увлечения в определенном периоде взросления. Для выявления способностей помогает профориентационное тестирование.
На данное тестирование записались во время презентации в школе. С начала подумал, что очередные инфоцыгане предлагают услуги. Сталкивались с тем, что после тестирования предлагают курсы. Презентация развеяла сомнения. Время согласовали по звонку на выходной день, что удивило и порадовало.
Перед проведением тестирования провели собеседование, рассказали про увлечения. Собеседование построено таким образом, что отвечает сам ребенок, с минимальным участием родителей. Объяснили в каком формате будет проводиться тестирование.
Результатом тестирования остались довольны. У сына появилось понимание важности школьных предметов.
Результаты были представлены в виде проффессиограмм, с разъяснением обозначения шкал.
Есть домашнее задание: написать сочинение на тему «Какие школьные предметы формируют внимание руководителя предприятия».
Сочинение на тему: какие предметы помогут развить «внимание», как у директора предприятия (сочинение подготовлено учащимся 8 класса МБОУ СОШ №89 г. Барнаул по итогам профориентационного тестирования и консультирования в центре «Строим будущее Алтая», 23 Февраля 2025 года)
Для проектирования работы в должности директора предприятия нужно уделить внимание таким школьным предметам, как: русский язык, физика, математика, обществознание, информатика, английский язык.
Русский язык нужен, чтобы можно было правильно составлять документы или разговаривать с рабочими.
Нужна углубленная математика для подсчетов полученных денег, уметь делать анализ изготовления продукции по сравнению с другими компаниями, статистику по успеваемости производства продукции, продажа товара, вычисление налогов.
Физика нужна для понимания как работает производство, сколько нужно материала.
Информатика нужна для знания, как составить коды в программах на машинах.
Английский язык нужен для общения с другими зарубежными компаниями, для понимания инструкций на машинах.
Обществознание нужно для работы с коллективом рабочих, понимания рынка и налогов, общение с другими людьми по работе.
Я считаю, чтобы «внимание» было, как у директора, необходимо не только хорошо учиться в школе, но и развиваться всесторонне.
В 2025 г. уже более 500 родителей из 9 школ г. Барнаула заинтересовались возможностями профориентационного тестирования и консультирования для своих детей.
Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» принимает заявки на участие в родительских собраниях в школах Алтайского края по профориентации. Директор центра: Мусько Виктор Михайлович.
Контакты: 8 903-992-8568, e-mail: musko@bk.ru (Мусько В.М.).




