Состоялось заседание секции отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО

30 октября 2024 года на базе КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова, г. Барнаула в рамках Дней образования и науки на Алтае состоялась научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ учителей-логопедов и учителей-дефектологов Алтайского края «Повышение качества образования в Алтайском крае: вызовы и новые условия».

Количество участников: 45 человек приняли очное участие, более 55 участников дистанционно.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Марина Владимировна Сурнина, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «АлтГПУ», к.п.н, доцент, руководитель отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО. Она представила организационно-методические аспекты деятельности методического отделения по логопедии и дефектологии в 2024-2025 учебном году, где были рассмотрены вопросы перспективы работы, активное участие педагогов в методических объединениях края и предложение о создании методических объединений в районах Алтайского края.

С целью обновления профессиональных компетенций и обмена опытом на конференции выступили следующие специалисты:

Кочетова Людмила Владимировна, учитель-логопед КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» г. Барнаула, продемонстрировала опыт работы «Дислексия: причины, симптомы, коррекция». Людмила Владимировна подробно остановилась на причинах, симптомах развития дислексии, подробно рассказала, как дети с дислексией воспринимают разную информацию, провела практическую деятельность по коррекции дислексии.

Зубаренко Наталья Сергеевна, учитель-логопед КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» г. Барнаула, представила рекомендации по организации  педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма. В совместной работе были определены причины, которые могут приводить к нарушениям письма у детей. Наталья Сергеевна подробно рассказала о коррекции дисграфии и дислексии, в практической деятельности были представлены методы профилактики дисграфии, где большое внимание уделили современному оборудованию – нейропланшету. В результате были даны рекомендации о просмотре фильмов, которые рассказывают о проблематике дислексии, содержат интервью экспертов, истории звезд, родителей и детей с дислексией, а также знакомит с деятельностью Ассоциации родителей детей с дислексией.

Шаповалова Анастасия Юрьевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 117» г. Барнаула, продемонстрировала опыт работы «Коррекция почерка у младших школьников с задержкой психического развития». Анастасия Юрьевна продемонстрировала алгоритм педагогической характеристики почерка, примеры чек-листов занятий для обучающихся, был рассмотрен примерный вариант занятия по коррекции почерка. В практической деятельности Анастасия Юрьевна продемонстрировала задания на ориентирвку в пространстве, ритмические игры и упражнения, двуручное рисование, гимнастику для пальцев рук, работу с буквой.

Ненина Мария Николаевна, учитель логопед МБДОУ «Детский сад № 221» г. Барнаула, представила опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках реализации проекта «Картинная галерея в детском саду». Участники мероприятия познакомились с актуальностью, целью, задачами проекта. Мария Николаевна, довела до сведения слушателей методы работы по развитию связной речи и ознакомлению с живописью, самым запоминающимся оказался метод музыкального сопровождения. Благодаря музыке и своему воображению педагоги «оживили» художественный мир картины и оказались не просто наблюдателями, а участниками событий.

Пашкова Ольга Николаевна, учитель логопед МБДОУ «Детский сад № 156» г. Барнаула, поделилась опытом работы «Использование в работе учителя-логопеда нетрадиционных тренажеров для дыхания». Ольга Николаевна рассмотрела вопросы о причинах нарушения речевого дыхания,  подробно довела до сведения слушателей план работы над речевым дыханием и продемонстрировала авторские тренажеры в соответствии с лексическими темами.

Палкина Наталья Анатольевна, учитель логопед МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 128» г. Барнаула, поделились опытом работы в рамках мастер-класса «Использование нейроупражнений и нейрогимнастики в коррекции речи детей с ТНР». Участники конференции активно приняли участие в практической деятельности, которые были направлены на развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма.

Рудакова Алла Федоровна, учитель-логопед МБОУ «СОШ 51» г. Барнаула продемонстрировала опыт работы «Работа с родителями обучающихся с ОВЗ». Алла Федоровна довела до сведения слушателей актуальность комплексной работы с родителями обучающихся с ОВЗ, были рассмотрены вопросы по стадии принятия родителями поставленной проблемы, так же были рассмотрены оптимальные формы работы с родителями, мотивирующие и поддерживающие фразы семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

Шичкова Наталья Владимировна, учитель логопед МБДОУ «Детский сад № 222» г. Барнаула, раскрыла опыт работы «Участие семьи в образовательных проектах ДОО». Наталья Владимировна продемонстрировала слушателям, как в рамках конкурсной деятельности «Волшебная азбука» ведется работа учителя-логопеда с детьми и родителями.

Заседание завершилось ответами спикеров на все вопросы участников научно-практической конференции. Содержание всех выступлений соответствовало главной идее конференции о развитии единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.

Итогом конференции стало принятие плана работы и формирование состава отделения на предстоящий 2024-2025 учебный год.

С этим читают