18 ноября 2022 года в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова прошла методическая сессия «Наставничество. Опыт и начало пути в профессию», посвященная организации и развитию наставничества в детских садах.
В очном мероприятии участвовали 19 человек — сотрудники АИРО, руководители, старшие воспитатели и педагоги дошкольных образовательных организаций Алтайского края, также 68 подключений было зафиксировано онлайн.
С приветственным словом выступила заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО Татьяна Райских:
— С 1 сентября 2022 года во всех образовательных организациях Алтайского края согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации внедрена модель наставничества. Для нашего региона, в преддверии Года педагога и наставника, очень важно обобщать лучшие практики наставничества и распространять их в краевой системе дошкольного образования.
Заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования АИРО Ольга Меремьянина выступила модератором встречи, рассказала об истории появления и развития наставничества, его формах, а также рисках при организации процесса.
Старшие воспитатели детских садов Барнаула на методической сессии представили успешные практики наставничества, которые сочетают традиционные и инновационные подходы к его организации.
Модель наставничества в детском саду № 209 «Росток» в рамках формы «педагог-педагог» раскрыла Лариса Баева. Она рассмотрела коллективные формы наставничества в организации проектной деятельности, привела примерную и перспективную модели проектных групп, их содержание, план работы. Координатором проектных групп выступает старший воспитатель. Результаты совместной работы наставники и наставляемые демонстрируют в течение недели: проводят практико-ориентированные мастер-классы, выставки дидактических материалов, открытые мероприятия с детьми и их родителями, показывают сценарные планы проведения образовательных событий.
Ирина Анисимова представила модель «наставляемый-наставник (педагог-стажист)», внедренную в детском саду № 179 «Рябинушка». В рамках нее молодые педагоги помогают коллегам с многолетним стажем, не обладающим достаточными компетенциями в сфере информационных и компьютерных технологий, работать с приложениями Microsoft Office, интернет-ресурсами, гаджетами, QR-кодами и так далее. На семинарах молодые педагоги научили наставников создавать цифровые продукты — видеоролики, коллажи, слайд-шоу, электронные игры. Спикер отметила, что реализация такой модели наставничества привела к повышению уровня включенности начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социальную жизнь детского сада.
Следующую модель реверсивного сотрудничества «школа-детский сад» представила Оксана Сметанникова из дошкольного учреждения № 254. Наставниками в этой модели выступают учащиеся 9-11 классов, а в роли наставляемых – воспитанники дошкольной организации, их взаимодействие координирует воспитатель. Школьники играли с дошколятами в рекомендованные педагогами игры, в том числе интерактивные, занимались с ними робототехникой, готовили праздники, учили изготавливать поделки. Как отметила воспитатель, дети были в восторге от такого общения, а школьники в свою очередь ознакомились со спецификой работы в детском саду и отметили, что быть воспитателем — интересно.
Опытом внедрения наставничества как способа преодоления языкового барьера в детском сообществе на примере новых моделей «ребенок-ребенок» и «дети-дети» поделилась Татьяна Мартынова из детского сада № 182. По ее словам, тема наставничества стала актуальна в дошкольном учреждении с появлением в нем детей разных национальностей, для которых русский язык не является родным, — это армяне, таджики, казахи, узбеки, азербайджанцы. Наблюдая за ними, педагоги пришли к выводу, что ребенок начинает быстрее осваивать неродной язык и преодолевать языковой барьер в современных играх со сверстниками. Русские дети объясняют детям-мигрантам правила поведения и традиции, а те в свою очередь знакомят со своим родным языком и культурой. Воспитатель в этой модели также выступает в роли координатора. Педагог отметила, что максимальную реализацию образовательного потенциала обеспечивает предметная среда — экспонаты музея «Русская горница», национальные костюмы, книги на армянском, татарском, узбекском языках и другие предметы национального колорита.
С нормативной правовой базой и методическими рекомендациями в сфере наставничества коллег ознакомила Наталья Шефер из детского сада № 67. Она рассказала, что к документам, регламентирующим организацию наставничества, относятся положение о наставничестве и приложения к нему — дорожная карта (план мероприятий по реализации положения о системе наставничества), согласие на закрепление наставнических пар или групп, соглашение о сотрудничестве с другими образовательными организациями, а также персонализированная программа. Инструментарий для реализации программы детский сад выбирает самостоятельно, например, это может быть банк наставников и наставляемых, журнал наставника.
Старшие воспитатели отмечали важность и необходимость продолжения методического сопровождения, которое оказывает АИРО в реализации актуальных образовательных проектов.