28 февраля в Барнауле состоялось открытие трехдневной Региональной методической школы – 2023. Организаторами мероприятия выступают Министерство образования и науки Алтайского края, Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова и Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова.
Первый день работы школы прошел на площадке Алтайского краевого педагогического лицея. На семинаре-совещании «От качества управления — к качеству образовательных результатов» собрались руководители муниципальных органов управления образованием, специалисты районных методических служб, специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы оценки муниципальных управленческих механизмов.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая. В своем выступлении она обозначила основные векторы региональной образовательной политики края, отметив:
— В настоящее время в мире происходит много изменений, которые накладывают отпечаток на систему образования, потому что она является опорой, на которой держится вся наша государственность. Министр Просвещения РФ Сергей Кравцов задекларировал понятие «суверенная система образования» и отметил, что нужно перенять все лучшее из советской cиcтемы образования, которая была одной из лучших в мире, — акцентировала внимание замминистра.
Кроме того, Лариса Станиславна сделала акцент на пять приоритетных направлений, в рамках которых рассматриваются все вопросы образовательной политики: содержание и качество образования; внедрение федеральной государственной информационной системы «Моя школа»; воспитательная деятельность; реализация нацпроекта «Образование»; строительство, капремонты и обеспечение безопасности образовательных организаций.
Замминистра обратила внимание на проект Школа Минпросвещения России, отметив, что он является образом будущего российской национальной школы. Также она затронула другие важные векторы, среди которых переход школ на обновленные ФГОС, реализация федерального проекта «Разговоры о важном», повышение квалификации педагогов, расставление приоритетов при закупке учебников, развитие функциональной грамотности и другое.
Заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Исакова рассказала участникам семинара-совещания о мотивирующем мониторинге в единой системе управления образованием. Она отметила, что мониторинг способствует построению единого образовательного пространства, которое в настоящее время позиционируется, как основа сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны.
На управлении качеством образовательных результатов на муниципальном уровне остановилась начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур регионального Минобрнауки Наталья Полосина, акцентируя внимание на задачах государственной политики в области повышения управляемости системой образования. А тему обеспечения объективности результатов оценочных процедур в своем выступлении подняла начальник отдела государственного контроля и надзора в области образования регионального Минобрнауки Ольга Сорокина.
Заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО Татьяна Райских посвятила свое выступление управлению профессиональным развитием педагогических работников на муниципальном уровне на основе результатов оценки муниципальных управленческих механизмов. Обеспечение профессионального развития педагогических работников включает в себя три блока, которые должны реализовывать руководители в муниципалитетах: плановое повышение профессионального мастерства педагогических работников, устранение дефицита педагогических кадров и повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ. Кроме того, Татьяна Николаевна отметила, что инструментами развития профессионального мастерства являются курсы повышения квалификации, которые разрабатывают и реализуют с учетом основных задач государственной политики. Также она остановилась на мероприятиях, которые институт проводит в рамках Регионального методического дня по четвергам.
О повышении профессионального мастерства педагогических работников на основе индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных профессиональных дефицитов проинформировала руководитель ЦНППМ АИРО Оксана Чуприянова. В своем выступлении она подчеркнула, что идея повышения квалификации один раз в три года уже устарела. В системе научно-методического сопровождения педагогов идет процесс проектирования единого пространства профессионального развития педагогов, в результате в регионах реализуются единые программы повышения квалификации.
— Чтобы оставаться в тренде происходящих событий, адекватно выполнять профессиональные задачи, необходимо регулярно развивать свой профессиональный уровень. Одним из инструментов, позволяющих «правильно» построить траекторию профессионального развития, является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Структурами, помогающими учителю проектировать ИОМ на региональном уровне является ЦНППМ, на муниципальном и школьном — региональный методист, руководитель муниципального или школьного методического объединения, заместитель директора, наставник. Важно создать необходимые условия для профессионального развития педагогов. Для этого АИРО обеспечивает педагогов современными бесплатными курсами повышения квалификации, — отметила руководитель ЦНППМ.
На вопросе выявления и развития талантов и способностей у детей как одном из механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне остановилась заместитель начальника отдела организации общего образования и оценочных процедур Минобрнауки Алтайского края Юлия Байер. Она подчеркнула, что развитие талантов и способностей обучающихся является прерогативой развития всей системы образования Российской Федерации:
— Эти мероприятия были сформулированы президентом в его указе при реализации проекта «Успех каждого ребенка» в нацпроекте «Образование» поэтому все послания главы государства мы будем реализовывать как на региональном, так и муниципальном уровнях.
Темы оказания адресной помощи с низкими образовательными результатами коснулась декан факультета управлением развития образования АИРО Елена Дронова. С учётом итогов работы 2022 года, Елена Николаевна рассказала, что наращивание предметных, методических, психолого-педагогических компетенций педагогов — это первостепенные задачи при переводе школы в эффективный режим работы.
В ходе семинара был представлен опыт управления качеством образовательных результатов на школьном уровне, и профилактики учебной неуспешности. Его представила директор барнаульской школы № 53 Юлия Галкина. Также она отметила, что школа реализует эффективную горизонтальную модель наставничества кураторской методики Константина Ушакова.
Тему профилактики учебной неуспешности обучающихся через презентацию регионального проекта также раскрыла консультант отдела организации общего образования и оценочных процедур Татьяна Чибрякова. Она отметила, что эта задача является одной из приоритетных в Алтайском крае. В рамках проекта поддержку получат 30 образовательных организаций — 15 городских и 15 сельских, а профилактика будет вестись во всех образовательных учреждениях.
Участники семинара-совещания отметили актуальность и своевременность мероприятия.
Заместитель главы администрации Петропавловского района по социальным вопросам, председатель комитета по образованию Ирина Фукс:
— Семинар, который сегодня прошел, был очень полезен, поскольку на нем спикеры представили большой объем аналитической информации. Теперь наша задача все это проанализировать и принять определенные управленческие решения. Хотелось бы поблагодарить организаторов мероприятия за его проведение на очень высоком уровне.
Председатель комитета по образования Кытмановского района Владимир Ершов:
— Важно, что мероприятие прошло в очном формате, на котором собрали всех, от специалистов методических служб до председателей районных комитетов. Здесь мы смогли получить разъяснения, наставления по всем актуальным вопросам. Представленный министерством детальный цифровой мониторинг — очень полезен, потому что позволяет увидеть, где район сегодня находится в рейтинге, какие задачи у него стоят, куда дальше нам двигаться и с чем работать. На подключении находились руководители образовательных учреждений, которые непосредственно с нами имели возможность участвовать в этом совещании.
#ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставника #ФГОС #нацпроектОбразование