28 марта в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова состоялся фестиваль «Учим для жизни в Алтайском крае». На нем подвели итоги проекта по апробации педагогами материалов статистического сборника «Изучаем Алтайский край. Статистика для школьников».

Заместитель министра образования и науки Алтайского края Инна Остякова рассказала:
— Сборник был разработан в 2023 году специалистами Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Он содержит статистический материал о природе, населении, хозяйстве, который представлен в виде таблиц, диаграмм и схем, сопровожден методическими пояснениями, практическими примерами и занимательными задачами. В этом учебном году 27 педагогов из 20 школ и 13 муниципалитетов региона разрабатывали проекты уроков, внеурочных занятий, материалы олимпиад и конкурсов. Затем эти разработки были апробированы в живом образовательном процессе. Участниками образовательных событий стали 300 школьников.

Руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай Ольга Ситникова обратила внимание на цель создания этого сборника:
— Очень важно формировать у школьников статистическое и критическое мышление, чтобы они знали, где найти верифицированную информацию, понимали, как создается цифровая информация, умели проверять ее достоверность, а также использовать в жизни.

Фестиваль «Учим для жизни в Алтайском крае» — одно из важных образовательных событий этого года, отметила директор Алтайского института развития образования Марина Дюбенкова. Она поблагодарила Алтайкрайстат за разработку уникального сборника, Министерство образования и науки края — за постоянную поддержку проекта, а руководителя этого проекта и педагогов-апробаторов — за энтузиазм и профессионализм.
Программа фестиваля включала экспертную сессию, педагогическую мастерскую и работу игровых площадок.
Четыре педагога продемонстрировали фрагменты уроков и фрагмент внеурочного занятия. Разработаны они были на основании региональной статистики, взятой из сборника.
Например, учитель географии и биологии Кашкарагаихинской школы Тальменского района Лилия Власова показала фрагмент урока на тему «Рекреационное хозяйство. Практическая работа «Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края».
— С фокус-группой, в которую вошли педагоги школ и студенты Барнаульского государственного педагогического колледжа, мы находили упомянутые в сборнике природные, культурно-исторические или социально-экономические объекты, и затем прикрепляли на карту края стикеры, чтобы видеть, где они находятся. Например, отмечали памятники, музеи, известные места — заказник Лебединый, Денисову пещеру и другие. Я уже проводила такой урок в своей школе, ребятам было интересно узнавать про Алтайский край. Они начинали рассказывать, где бывали в крае, делились впечатлениями, — прокомментировала фрагмент своего урока педагог.


Проректор по образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета Михаил Тяпкин поделился мнением:
— Уроки привлекали внимание и погружали в обсуждение. Мы увидели, что статистика применима в разных предметных областях, от русского языка до истории и обществознания. На таких уроках педагоги не только дают школьникам статистические знания, но и повышают их функциональную грамотность.
Заведующий кафедрой естественно-научного образования АИРО, руководитель проекта Ольга Горбатова рассказала гостям, что, используя возможности студии «Джалинга», педагоги создают обучающие видеоматериалы по географии, химии, биологии и другим предметам. Кроме того, в ходе педагогической мастерской несколько педагогов-апробаторов сами записали такие видео.
В этот же день на четырех площадках АИРО педагоги тестировали игры, разработанные их коллегами на основании сборника. Учитель географии Новоярковской школы Каменского района Юлия Цыганкова презентовала настольную игру с дополненной реальностью «Алтайский край в цифрах и фактах», учитель информатики Пригородной школы Славгорода Галина Ярцева — Свою игру «Изучаем Алтайский край», учитель математики Украинской школы Косихинского района Надежда Лещева — математическую игру «Путешествуем по Алтайскому краю», а учитель математики Енисейской школы Бийского района Роман Комаров — математическую игру «Алтайский край от цифр к успеху – путь к процветанию».
— Эту настольную игру мы разработали вместе с учениками. Также мы используем материалы сборника на уроках статистики для анализа и составления задач. Фестиваль помог увидеть практическую значимость статистических данных для жизни, — отметил Роман Комаров.
Отмечалось, что играть в такие игры при изучении курса статистики и других учебных предметов могут обучающиеся 5-11 классов.


После всех мероприятий фестиваля участники поделились своими впечатлениями об эффективности применения статистического сборника. Они подтвердили, что он способствует формированию статистического мышления школьников, формирует у них функциональную грамотность, а также развивает у подрастающего поколения любовь к родному краю.
Примечательно, что все разработки учителей, в том числе и те, которые были презентованы на фестивале, вошли в электронный сборник АИРО «Учим для жизни в Алтайском крае». В своей практике его материалы может использовать каждый педагог.
В этот же день состоялась церемония награждения педагогов-апробаторов.


Справка: организаторы фестиваля — Министерство образования и науки Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай и Алтайский институт развития образования им. А. М. Топорова.


























