11 ноября 2022 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова состоялся очный этап конкурса «Молодой педагог + наставник». Участие в двух конкурсных испытаниях приняли восемь педагогических пар из школ и детских садов Алтайского края.
Организаторами конкурса являются Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова, Ассоциация молодых учителей «Педагогическая инициатива», центр «Карьера» Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина.
Конкурс проводился в крае в пятый раз в целях популяризации эффективного опыта педагогов-наставников, создания положительной профессиональной мотивации у молодых специалистов.
Модерировали мероприятие преподаватель кафедры менеджмента и экономики в образовании АИРО Наталья Тюлюкина и директор Ассоциации молодых учителей «Педагогическая инициатива», директор Бочкарёвской школы им. Героя Советского Союза Д.И. Шкурата Наталья Бабинчук.
С приветственным словом к конкурсантам обратилась начальник отдела науки, высшего образования и кадрового развития отрасли Министерства образования и науки Алтайского края Татьяна Манянина:
— Этот конкурс объединяет молодых педагогов и их наставников. Сегодня вижу тревогу в глазах молодых специалистов и заботу в глазах их наставников. Вам очень повезло друг с другом. Наставники дают возможность не бояться работы и трудностей. Их критика — фундамент дальнейшего профессионального развития и роста молодых педагогов.
Заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО им. А.М. Топорова Татьяна Райских:
— С 1 сентября этого года во всех образовательных организациях Алтайского края введена и реализуется модель наставничества. Мы стоим на пороге поиска эффективных практик наставничества. Надеюсь, что педагогические пары, которые участвуют сегодня в конкурсе, продолжат распространять свой опыт и в 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, и будут активно развивать в регионе успешные практики наставничества.
Каждая из восьми педагогических пар провела совместный мастер-класс «Связь поколений». На нем педагог-наставник должен был продемонстрировать методические приемы работы с молодым педагогом, которому в свою очередь требовалось показать использование полученных знаний для личностного и профессионального роста. На первое конкурсное испытание — мастер-класс — участникам давалось 20 минут.
Педагоги бийской школы № 18 Анастасия Длужинская и Мария Носкова презентовали настольную игру «Увлекательный Бийск», предназначенную для изучения родного города и края.
Татьяна Руслова и Никита Сердцев, педагоги Михайловского лицея Михайловского района, представили возможности приложения LearningApps, позволяющего создавать интерактивные упражнения для проверки знаний, и показали, как можно использовать этот сервис на уроках.
Учителя Кытмановской школы № 2 им. А.И. Долматова Кытмановского района Ольга Замашкина и Сергей Сбитнев рассказали про совместный проект «Приемы театрализации как способ развития интереса к литературе», благодаря которому школьники организовывают культурно-просветительские мероприятия, посвященные творчеству известных русских писателей, а также развивают навыки выразительной речи и запоминания длинных текстов.
Лариса Жидких и Денис Белобородов, педагоги Чистюньской школы Топчихинского района, продемонстрировали прием «Шесть шляп мышления», который они применяют на занятиях с учениками.
Конкурсанты Ирина Адереева и Анастасия Рычкова из барнаульской школы № 137 представили коллегам совместный опыт по созданию виртуальных выставок, которые они демонстрируют учащимся на уроках, во время внеурочных занятий и на переменах.
Воспитатель белокурихинского детского сада «Алёнушка» Наталия Четвергова в стихотворной форме представила методики по заучиванию стихов с детьми и развитию их речи. Для решения этих задач наставник передал молодой коллеге Анне Марьиной знания об использовании в работе иллюстраций и мнемотаблицы, разучивании с воспитанниками стихов в движении.
Игровые приемы в образовательном процессе представили воспитатели детского сада «Рябинка»: наставник Марина Попова и ее наставляемая Серафима Нажмутдинова. На примере сказки «Колобок» они показали приемы работы с детьми, которые наставляемая узнала от наставника, — это звукоподражание, интерактивное взаимодействие, оживление сказки. В свою очередь наставляемая научила коллегу использовать в работе с дошкольниками смарт-оборудование.
С исполнения песни Джо Дассена «Елисейские поля» мастер-класс начали учитель французского языка, деректор барнаульской гимназии № 131 Артем Семернинов и его наставляемый Владимир Гадеев. Они презентовали членам жюри и другим коллегам-конкурсантам прием, который позволяет за 20 минут обучить неподготовленного человека правилам чтения на французском языке. В свое время Артем Семернинов научил Владимира Гадеева использовать этот прием на уроках французского.
Вторым конкурсным испытанием для участников стало выступление в формате TED. Опираясь на собственный опыт, они рассуждали на тему «Синергия», рассказали о том, чему научились друг у друга.
По итогам конкурса первое место завоевала наставническая пара из барнаульской гимназии № 131 Артем Семернинов и Владимир Гадеев. Второе место жюри присудило воспитателям белокурихинского детского сада «Алёнушка» Наталии Четверговой и Анне Марьиной. Третье место заняли учителя Кытмановской школы № 2 им. А.И. Долматова из Кытмановского района Ольга Замашкина и Сергей Сбитнев.
Артем Семернинов является наставником Владимира Гадеева третий год. Он отметил взаимовыгодность такого сотрудничества:
— Я много почерпнул для себя от взаимодействия с Владимиром Михайловичем, молодым специалистом, а он от меня. Я даю ему опыт, он мне — инновации.
Владимир Гадеев прокомментировал выбор профессии и участие в конкурсе:
— Артем Анатольевич был моим учителем, когда я учился в старших классах гимназии № 131. Он вдохновил меня изучать французский язык, отправлял на олимпиады, в которых я побеждал благодаря его методическим навыкам. Потом я окончил вуз, вернулся работать в родную гимназию. Артем Анатольевич стал учить меня уже азам педагогики. Ни капли не жалею, что выбрал именно эту профессию. Моя бабушка тоже была преподавателем. Понравилось, что на конкурсе мы работали с наставником в команде. Кроме этого, любой конкурс несет в себе не только соревновательный элемент, но и обмен опытом. Я увидел новые приемы и услышал педагогические идеи, которые смогу использовать.
Впервые в конкурсе участвовали педагоги из дошкольных образовательных учреждений — в очный этап в этом году вышли три наставнические пары из детских садов Белокурихи и Бийска.
Победители награждены дипломами I, II и III степени. Все участники очного этапа конкурса получили сертификаты, разработанные АИРО образовательные игры. Материалы педагогов об их наставническом опыте опубликуют на страницах журнала «Учитель Алтая».
Предлагаем посмотреть видеоролик о мероприятии.