[bvi]
[bvi]

Учителя математики обсудили тренды математического образования в Алтайском крае

30 октября в «Дни образования и науки на Алтае – 2025» в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова работала дискуссионная площадка «Современные тренды школьного математического образования: от теории к практике». Она прошла в рамках научно-практической конференции краевых профессиональных сообществ «Повышение качества образования: вызовы, ценности, условия, результаты».

Участниками дискуссии очно и дистанционно стали более 100 учителей математики Алтайского края.

На площадке обсудили вопросы, связанные с обучением школьников региона математике и реализацией Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года.

Людмила Баянкина, руководитель отделения по математике краевого УМО, учитель математики лицея № 124 г. Барнаула, представила результаты работы отделения по математике КУМО за 2025 год. Учитывая результаты анализа деятельности отделения за прошедший учебный год и профессиональные запросы педагогов, Людмила Анатольевна сформулировала ключевые задачи, а также наиболее актуальные вопросы и темы, которые вошли в план работы на текущий год. Отмечалось, что вся деятельность отделения направлена на повышение качества преподавания математики.

Результаты базового и профильного ЕГЭ по математике в 2025 году представил Игорь Кисельников, председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике в Алтайском крае, заместитель руководителя отделения по математике краевого УМО, доцент кафедры математики и методики обучения математике АлтГПУ. Он отметил, что геометрия по-прежнему остается для учащихся сложным учебным предметом. Наряду с трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся, Игорь Васильевич назвал пять образовательных организаций края, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по математике. Все эти организации — барнаульские: лицей № 124, гимназии № 42 и № 123, школы № 128 и № 59.

Наталья Борисова, учитель математики Первомайской школы Павловского района, тьютор Мобильной сети учителей математики Алтайского края, представила результаты ОГЭ-2025 по математике. Она подробно рассмотрела причины затруднений и типичных ошибок девятиклассников. Педагог подчеркнула, что затруднения и ошибки влияют на уровень математической подготовки ребят. Также спикер порекомендовала участникам площадки перечень конкретных методических изданий, которые помогут в организации учебной деятельности школьников.

Визуализация как один из продуктивных приемов повышения мотивации — тема доклада Виктории Ященко, учителя школы № 26 имени А. С. Пушкина г. Рубцовска. Педагог привела примеры дидактических игр, успешно используемых ею с младшеклассниками на уроках математики и во внеурочное время.

Татьяна Маколкина, учитель математики гимназии № 123 г. Барнаула, поделилась опытом организации «математической жизни» школьников. Выстроенная в гимназии системная работа по повышению функциональной математической грамотности учащихся включает не только проведение математических боев, летних профильных смен и подобных активностей, но и постоянный профессиональный рост команды учителей математики гимназии.

Такая деятельность дает свои плоды: выпускники гимназии постоянно поддерживают связь со школой, включаясь в ее работу в качестве вожатых, помощников учителей летних школ и олимпиад. Учителей математики приглашают преподавать в «Сириус». Установлены постоянные профессиональные связи с учителями математики Тывы, экспертами-математиками федерального уровня и так далее. Гимназия в сотрудничестве с кафедрой математического образования, информатики и ИКТ Алтайского института развития образования проводит стажировки, — пояснила Татьяна Викторовна.

Основную миссию Мобильной сети учителей математики Алтайского края раскрыла Елена Даниленко, учитель Хабарской школы № 2.

Главная миссия нашего сообщества это оказание профессиональной поддержки как молодым учителям математики, так и опытным, — сказала Елена Николаевна. — На сегодняшний день проект «Мобильная сеть учителей математики» по праву можно считать «закалённым» проектом. Это подтверждается результатами его работы: от авторских методических разработок и публикаций до профессионального самосовершенствования педагога в роли тьютора или эксперта.

Оксана Стрельцова, учитель математики филиала Поспелихинской школы № 3 Поспелихинской школы, тьютор Мобильной сети учителей математики, поделилась опытом участия в работе летней педагогической школы «Повышение качества математического и естественно-научного образования», которая состоялась в августе 2025 года:

Это мероприятие прошло в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования в Алтайском крае на период до 2030 года. Основная задача школы распространение передового педагогического опыта и создание методического актива педагогов региона, способного эффективно выполнять комплексный план. В рамках летней педагогической школы педагоги разработали проекты планов, которые впоследствии дорабатывались в муниципалитетах и в настоящее время там реализуются.

На потенциал индивидуального образовательного маршрута педагога обратила внимание коллег Елена Полякова, учитель математики Павловской школы Павловского района, тьютор краевой Мобильной сети учителей математики. Она подчеркнула главное назначение маршрута — это профессиональное самосовершенствование учителя. Елена Олеговна рассказала, как и зачем строится такой маршрут для каждого учителя.

Практика показывает, что неформальное отношение к прохождению индивидуального образовательного маршрута помогает учителю обогатить свой педагогический опыт, преодолеть определенные профессиональные дефициты, увидеть после диагностики свои перспективные точки роста, что в конечном итоге положительно повлияет на качество обучения школьников математике, — резюмировала она.

Подводя итог работы дискуссионной площадки, Наталья Решетникова, заместитель руководителя отделения по математике краевого УМО, доцент кафедры математического образования, информатики и ИКТ АИРО, представила набор методических изданий, учебно-информационных видео, подготовленных учителями математики края совместно с учениками и при поддержке профильной кафедры АИРО.

С этим читают