24 июня 2024 года умер педагог-наставник, учитель Новороссийской школы Рубцовского района Михаил Свиридов. Он отдал педагогике 23 года своей жизни.
До учительства за плечами Михаила Свиридова были школа, армия, работа водителем, сельскохозяйственный институт и красным диплом, колхоз «Заря» в селе Половинкино, где ему сразу же предложили должность главного агронома, позже он стал председателем.
В 1992 году учебное заведение поселка Новороссийского вступило в краевой эксперимент по созданию новой сельской школы. В расписании появились новые предметы: растениеводство, экономика. Потребовался специалист, который бы мог преподавать их ученикам. Так бывший директор колхоза стал учителем экономики и основ агрономии.
Педагог понимал, что у выпускника сельской школы должна быть устойчивая мотивация к высокопроизводительному труду в аграрном секторе общественного производства. А еще необходимо быть конкурентоспособным.
Под руководством Михаила Дмитриевича творческая группа педагогов школы разработала проект «Модель сельской общеобразовательной школы с фермерским уклоном». Основополагающими идеями построения модели является педагогическое наследие А.С. Макаренко по развитию личности школьников с помощью практико-ориентированных активных методов обучения и воспитания.
В рамках дополнительного образования в школе обучают экономике, предпринимательству, основам агрономии, машиноведению, цифровому земледелию, ландшафтному дизайну, проводят курсы «народная агрокультура», «школа жизни». Часть из них преподавал Михаил Дмитриевич. Специальное профессиональное образование, практический опыт, курсы повышения профессионального мастерства педагогов и высокий уровень интеллекта позволили ему успешно и эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Педагог возродил в школе учебно-производственную бригаду «Росток» для того, чтобы профессионально-трудовая подготовка учащихся проходила в реальных условиях. Школьники не только изучали школьную программу, они получили возможность учиться сеять, сажать и даже пахать на тракторе. Старшеклассники, занятые в производственных бригадах, под руководством наставника трудились в полях, изучали растениеводство, а еще осваивали сельхозтехнику. Юношей обучали по дополнительной образовательной программе начальной профессиональной подготовки по специальности «Машинист-тракторист сельскохозяйственного производства категории В, С, Е». Выходя из стен Новороссийской школы, ребята имеют удостоверение механизатора и водительские права.
Наряду с производственной бригадой педагог создал в школе научное общество учеников «Росток». При школе есть свой большой огород и поля с пшеницей и кукурузой, участок с ягодником, фруктовыми деревьями, овощными грядками и теплицей. Михаил Дмитриевич приучал детей к труду, занимался с ними исследовательскими проектами. Под его руководством юные исследователи изучали сорта различных культур, а затем анализировали полученные результаты. Учитель пробуждал в детях склонность к познанию, они привыкали думать самостоятельно, искали ответы на поставленные вопросы, аргументировали свою точку зрения. Михаил Дмитриевич отработал с учащимися более 40 тем исследований. Все они получили высокую оценку экспертов на конференциях и конкурсах регионального и всероссийского уровней. Среди выпускников научного общества есть не только агрономы, но и медики, педагоги и даже летчик.
— В своей работе стараюсь привить ребятам желание к сельскохозяйственному труду в традициях российского села. Заметил, то, что мне дорого, увлекает и их. Мне нравятся их глаза, когда они защищают результаты своей исследовательской работы и расширяют горизонты, участвуя в различных семинарах и научно-практических конференциях во многих городах страны. Это результат и моей работы тоже. Я очень горжусь своими выпускниками, они состоявшиеся люди, — говорил Михаил Дмитриевич.
Сегодня Новороссийская школа Рубцовского района – единственная в Алтайском крае, имеющая фермерский уклон. После внедрения «Модели сельской общеобразовательной школы с фермерским уклоном» в школе сложилась отлаженная система обучения и воспитания в условиях сельской малокомплектной школы. Опыт эксперимента был обобщен и представлен на муниципальном и краевом уровнях, а также в средствах массовой информации.
Михаил Дмитриевич работал, опираясь на правило: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Имел звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Педагог – новатор». В 2007 году педагог был назван в числе лучших учителей России, спустя пять лет подтвердил статус, вновь став обладателем президентской премии. В 2016 году он вошел в число получателей премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова в номинации «Просветительские проекты по содействию профессиональной, социальной, культурной ориентации граждан».
Соболезнуем родным и близким.