С 10 по 14 октября 2022 года на базе АИРО была проведена стажировка для группы педагогов из Республики Тыва. Участие в проектной сессии и практикумах с элементами тренинга приняли учителя начальных классов, заместители директора по УВР и методист Тувинского института развития образования и повышения квалификации. Педагоги познакомились с особенностями системы образования Алтайского края и выявили возможности для профессионального саморазвития.
Стажировка организована кафедрой менеджмента и экономики в образовании и лабораторией экономической педагогики АИРО им. А.М. Топорова.
В течение пяти дней участники рассмотрели актуальные вопросы проектной деятельности в педагогической системе Алтайского края, практики реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, взаимодействия участников учебного процесса в региональных конкурсах, формирования функциональной грамотности как условия социализации современных школьников.
Особый интерес вызвала тема «Игротека по финансовой грамотности как ресурс образовательной среды для детей и взрослых», поскольку имеет практическую значимость в формировании уважительного отношения к труду и активной жизненной позиции у молодежи. Педагоги увлечено включились в интеллектуальную игру «Финквиз», позволяющую продемонстрировать знания в области финансов и экономики, развить логический образ мышления и проявить полученные навыки в решении разнообразных задач.
— Мы несколько лет сотрудничаем с педагогическим сообществом Республики Тыва, поэтому пригласили наших коллег в АИРО для демонстрации накопленного опыта. Стажировка получилась насыщенной по содержанию, педагоги отмечали высокий уровень организации практикумов и профессионализм спикеров. В проведении подобного рода мероприятий есть мощный потенциал и для других российских регионов, – рассказала заведующий лабораторией экономической педагогики Наталья Колпакова.
12 октября в барнаульском лицее № 122 прошла работа стажёрской площадки «Использование современного оборудования в образовательном пространстве лицея». Директор Игорь Зеленцов представил визитную карточку учебного заведения – проект «Субботы барнаульского школьника», реализуемый с 2019 года. Это комплекс мероприятий, организованных во внеурочное время для учителей, учеников и их родителей. Тематические субботы проводятся в формате творческих занятий, соревнований, конкурсов, экскурсий и в других формах учебно-воспитательной деятельности. Работа стажёрской площадки была организована по секциям для учителей и учеников. Педагоги совершили экскурсию по региональному центру для одарённых детей «Талант 22», обсудили инструменты формирования цифровой образовательной среды.
13 октября состоялась презентация эффективных региональных инновационных площадок учебных заведений Алтайского края. В ходе мероприятия тувинским коллегам барнаульские и тальменские учителя представили опыт внедрения передовых проектов в рамках стажерских площадок. Дискуссия между участниками затрагивала особенности перехода на обновленный ФГОС и его внедрение в воспитательную и патриотическую деятельность.
Руководство школ продемонстрировало успешные практики развития универсальных компетенций учащихся и цифровизации педагогического процесса. Так, команда барнаульской гимназии № 22 представила доклад о работе школьного медиа-центра. Педагоги барнаульской школы №55 показали, как при поддержке учителей реализуются и выдвигаются на региональный и всероссийский уровень проекты учащихся. Как именно управлять процессом внедрения ФГОС, отмечалось в докладах команды барнаульской школы №53. О накопленном опыте внедрения электронного документооборота и новейших цифровых технологий в педагогический процесс неоднократно упоминало руководство барнаульской гимназии № 74. Команда тальменской школы №3 презентовала способы развития универсальных компетенций у учащихся.
— Безусловно, работа по обмену лучшими стажерскими практиками показала свою эффективность. Региональные инновационные площадки расширяют поле своей деятельности, представляют свои эффективные практики и постепенно выходят за пределы муниципалитетов. Особенностью стажировки стало то, что в ней активно участвовали школьники, представившие уникальные разработки собственных учебных заведений. Образовательные организации не только подвели итоги своей деятельности, но и познакомились с необычным опытом тувинских коллег. Стажировка сочетает в себе теоретико-правовой и практический аспект, что позволяет комплексно рассмотреть специфику внедрения ФГОС третьего поколения в современном образовательном процессе. Проект получит свое продолжение, поскольку у нас есть заинтересованность в поиске новых форм сотрудничества с тувинской стороной, – подчеркнула Елена Дронова.
В финальный день стажировки участники выразили заинтересованность в расширении взаимодействия АИРО и Тувинского института развития образования и повышения квалификации, отметили крепкую взаимосвязь педагогов Алтайского края и Тувы.
В своем выступлении директор Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Марина Дюбенкова подчеркнула значимость сотрудничества:
— Мы свято храним традиции известного алтайского просветителя Адриана Митрофановича Топорова и будем далее их развивать. Всегда рады видеть в гостях коллег из Республики Тыва и приглашаем к сотрудничеству. Работая с такими заинтересованными слушателями, мы разрабатываем новые методы обучения, которые пригодятся в профессиональной деятельности.
В дальнейшем между АИРО и Тувинским институтом развития образования и повышения квалификации будет заключено соглашение о взаимодействии в педагогической области.