21 мая 2024 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова состоялся круглый стол, на котором представители АИРО, ВУЗов, учителя технологии, директора школ и муниципальные методисты обсудили введение в школах предмета «Труд (технология)», а также поделились собственным опытом.
Директор АИРО Марина Дюбенкова обратилась к присутствующим с приветственным словом. Она отметила, что это мероприятие является одним из самых важных образовательных событий в этом году.
— Сегодня на круглом столе собрались ведущие эксперты в области технологии. Наша главная цель — поделиться экспертным мнением и подготовиться к серьезному системному организационно-методическому сопровождению каждого учителя технологии, который приступит к работе с нового учебного года.
Методист кафедры естественно-научного образования АИРО, руководитель отделения по технологии КУМО Ольга Леонтьева подчеркнула, что уроки с новым называнием «Труд (технология)» для изучения в обязательном порядке будут введены уже с 1 сентября 2024 года. Соответствующий закон в декабре 2023 года подписал президент России Владимир Путин. Методист отметил, что в связи с этим возникает много вопросов, поэтому тема круглого стола актуальна для педагогов региона. Она представила дорожную карту Минпросвещения России по введению учебного предмета «Труд (технология)», региональный план по введению учебного предмета «Труд (технология)» в общеобразовательных организациях Алтайского края, а также провела анализ, выделив нововведения, включенные в новую федеральную рабочую программу. (Презентация)
Учитель технологии барнаульской школы № 52 Евгений Соловьев осветил свой опыт работы, как учителя-предметника, подробно остановившись на модулях: робототехника, автоматизированные системы и 3D-моделирование. Педагог представил собственный взгляд на порядок модулей в учебной программе в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
— Еще в 2017 году мы решили создать в школе площадку «техлаб» для творчества детей. Благодаря участию в грантовых конкурсах в школу приобрели оборудование для кабинета труда, — поделился Евгений Дмитриевич.
Также он подробно рассказал о применении в образовательном процессе компьютерных тренажеров и использовании нового оборудования в проектной деятельности школьников. (Презентация)
По окончании выступления, Марина Дюбенкова предложила педагогу открыть методическую мастерскую на базе АИРО.
Материальную базу детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22» представила заместитель директора учреждения Тамара Кузюра. Она сообщила как технопарк может помочь учителям в организации образовательного процесса. К примеру, в учреждение можно обратиться по вопросу использования беспилотных летательных аппаратов. В технопарке представлены разнообразные модели беспилотников, а квалифицированные специалисты организации готовы оказать всем учителям края консультации. Также Тамара Кузюра отметила, что у организации есть программа «Мобильный технопарк» — специалисты учреждения выезжают в муниципалитеты и районы Алтайского края. К ним можно обратиться за методической и консультационной помощью. (Презентация)
В работе круглого стола приняла участие директор Педагогического технопарка «Кванториум им. К.Д. Ушинского» Бийского филиала АлтГПУ Татьяна Кузнецова. Она проинформировала, что на базе Бийского кванториума в 2024 году прошли обучение 39 педагогов по направлению робототехника. Кванториум проводит фестиваль «Созидатели», конкурсы «Новаторы» и «Робот моей мечты», последний заинтересовал не только школьников из Алтайского края, но и из других регионов России. Ученики педагогов, прошедших обучение в технопарке, активно принимают участие в этих конкурсах.
Материальной базе педагогического технопарка «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой АлтГПУ посвятил свое выступление руководитель организации Денис Вайцель. Также он рассказал о совместных мероприятиях, которые были проведены с АИРО, а также сообщил о планах на перспективу. Подробно остановился на курсах повышения квалификации для педагогов, которые касаются Федеральной рабочей программы (ФРП) по труду и вызывают трудности у учителей технологии. Представил программы, размещенные в свободном доступе в сети Интернет для учителей труда, которые можно использовать как симуляторы, например, для того, чтобы обучать школьников работе на беспилотных летательных аппаратах. (Презентация)
Заведующий кафедрой технологических дисциплин АлтГПУ Александр Овчаров рассказал о программе по технологическим дисциплинам. Он отметил, что она пока еще не дополнена темами, которые включены в ФРП по учебному предмету «Труд (технология)» в 2024 году. Участниками круглого стола был найден выход из сложившейся ситуации — молодые учителя, заканчивая вуз, смогут проходить курсы повышения квалификации, например, в АИРО.
Ассистент кафедры технологических дисциплин АлтГПУ, учитель технологии барнаульской школы № 120 Антон Олейников рассказал об опыте своей работы и осветил несколько методических приемов, которые он использует при работе со школьниками и студентами. Так, на протяжении ряда лет, он демонстрирует работу БПЛА в рамках помещений, откорректировал программу «Машиноведение». В результате теперь студенты изучают в рамках этой дисциплины квадрокоптеры, что вызывает большой интерес у обучающихся. Отмечено, что большое подспорье в обучении оказывают интернет симуляторы, которые позволяют освоить управление БПЛА.
В завершении круглого стола спикеры ответили на вопросы, поступившие в чате и напомнили, что вся полезная информация регулярно размещается на сайте АИРО на странице КУМО.