12 января 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова состоялась региональная стратегическая сессия по развитию школьных служб примирения. В ней приняли участие 48 руководителей общеобразовательных организаций и педагогов из 14 муниципалитетов Алтайского края, а также социальные партнеры.
Работу сессии открыла директор АИРО Марина Дюбенкова. Модерировала мероприятие декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова.
Для решения задач стратегической сессии участники рассматривали и анализировали кейсы конфликтных ситуаций, которые возникают в школьной практике, обращались к опыту деятельности школьных служб примирения и их моделям.
В Алтайском крае первые школьные службы примирения для урегулирования конфликтных ситуаций появились в 2015 году. Успешным опытом работы такой службы в Тюменцевской школе поделилась педагог-психолог Любовь Моисеева:
— В нашей школе служба примирения начинала работу как региональная площадка. Дети и взрослые, которые прошли обучение, сообща принимают участие в решении возникающих трудностей. Все школьники и родители были проинформированы о деятельности службы и знают по какому вопросу в неё можно обратиться. С первого года ее работы мы поняли, что она нужна.
Содействие школьным службам примирения в разрешении конфликтов между учениками, педагогами и родителями могут оказывать некоммерческие организации. Президент Ассоциации профессиональных медиаторов Алтайского края Елизавета Ионина заявила о готовности помочь педагогам в разрешении конфликтов или противоречий:
— Я представляю независимую службу примирения. По заявкам родителей или школ мы с коллегами через восстановительные программы помогаем ребятам выявить проблемы в классе и разрешить их. Такая работа способствует в том числе и профилактике будущих конфликтов. Бывают разные ситуации. Например, если одной из конфликтующих сторон окажется педагог или администрация школы, а внутренняя служба примирения не возьмется за решение, то в перспективе мы можем подключиться.
Участники сессии пришли к выводу, что развитию школьных служб примирения препятствуют кадровые трудности и сложности внутришкольного и межведомственного взаимодействия, а помочь может повышение квалификации, самообразование, обмен опытом, помощь социальных партнеров, создание некоммерческой организации, детское волонтерство и детское самоуправление.
По словам экспертов, стратегическая сессия показала, что нужно уделять внимание развитию школьных служб примирения.
Директор Алтайского краевого центра ППМС-помощи Людмила Домнич:
— Сессия прошла плодотворно. Мы узнали, что делается в муниципалитетах по данному направлению и увидели заинтересованность образовательной системы в школьных службах примирения.
Консультант сектора по обеспечению деятельности КДНиЗП Алтайского края Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, ответственный секретарь краевой комиссии по делам несовершеннолетних Татьяна Левыкина:
— В Алтайском крае службы примирения есть в учреждениях социального обслуживания населения и в образовательных организациях. Сегодня важно обучать восстановительным технологиям каждого сотрудника образовательной организации – социального педагога, психолога, завуча — так как все они работают с детьми. Также требуется больше информировать людей о службах примирения. Было бы здорово создать территориальные службы, ценность которых будет в их независимости.
Как отметила руководитель регионального ресурсного центра (проект «Навигаторы детства»), главный эксперт Российского детско-юношеского центра Ирина Николенко, службы примирения обязательно должны быть в тех школах, где есть дети «группы риска». Кроме того, она считает, что в работу служб должны включаться советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
По итогам стратегической сессии с учетом рабочей программы воспитания разработана региональная модель деятельности школьной службы примирения, методические рекомендации по ее организации и определен план работы со школьными службами примирения в 2023 году на базе АИРО.
Участники сессии также выразили желание пройти стажировку по организации школьной службы примирения в одном из регионов России.