24 мая 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова состоялось пленарного заседания, посвященное Дню славянской письменности и культуры «Духовно-нравственное служение педагога и наставника в российской школе. Традиция и современность». В нем приняли участие представители духовенства, педагоги и семинаристы.
Мероприятие было открыто выступлением хора Барнаульской Духовной семинарии и регентской школы.
С приветственным словом к собравшимся обратился ректор Барнаульской Духовной семинарии, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. В свой речи он процитировал Святейшего Патриарха Кирилла, который оценил служение Кирилла и Мефодия следующим образом: братья почти 12 веков назад совершили великий духовный подвиг и судьбоносное событие в истории славянских народов — перевели Священное Писание и православное богослужение на славянский язык, тем самым дав возможность нашим предкам познавать Господа Иисуса Христа и прославлять имя Его на родном для них языке.
Митрополит отметил, что мероприятие проходит в Год педагога и наставника:
— И мы, люди верующие и церковные видим в этих словах — педагог, наставник, учитель — вечный духовный смысл.
Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Романенко поздравил присутствующих от имени АКЗС с Днем славянской письменности, с днем памяти святых Кирилла и Мефодия. Он отметил, что кириллица стала частью культурного кода многих славянских народов, и, конечно же, русского народа. На кириллице созданы алфавиты всех народов, проживающих в России, её используют в государствах Средней Азии и в Монголии.
— Мы часто говорим, что труд учителя — это не просто работа. Это настоящее подвижничество, ведь учитель — это и воспитатель, и наставник, и просветитель, и хранитель высокой духовной культуры. Такими учителями-подвижниками были Кирилл и Мефодий. Такие педагоги сегодня работают и в наших учебных заведениях, — сказал Александр Алексеевич.
Заведующий кафедрой философии и культурологии Виталий Скопа в своем выступлении сделал акцент на том, что современный учитель это педагог-новатор, который закладывает нравственные основы. Он подчеркнул, что в настоящее время государство реализует много различных национальных проектов и создает новые подходы к системе воспитания, которые позволяют говорит о том, что подрастающее поколение — это то поколение, которое действительно будет «цементировать» и создавать определенную смену.
— Безусловно праздник подчеркивает значимость культурных традиций единства славянского мира, столь необходимых сегодня, и большую роль учителя наставника без которого была бы невозможна передача культурных ценностей, — прокомментировала доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин РАНХиГС Нина Бредихина.
Директор АИРО Марина Дюбенкова в приветственном слове рассказала о деятельности института:
— Мы организуем непрерывное повышение квалификации педагогических работников, являемся операторами многих профессиональных конкурсов для педагогов, реализуем некоторые направления национального проекта «Образование», учим учителей работать на новом оборудовании, проводим стажировки, практические занятия и семинары. Внимательно наблюдаем за развитием государственной политики и реализуем все те направления, которые сейчас задаются нашим правительством.
Марина Владимировна отметила, что девиз института «Учим учителей будущего во имя процветания России». По окончании ее выступления был показан ролик об учреждении.
Деятельность в рамках федерального проекта «Навигаторы детства», а также работу по реализации патриотического воспитания на территории Алтайского края представила главный эксперт отдела программ и проектов в сфере патриотического воспитания, старший преподаватель АИРО Ирина Николенко. Она рассказала, что за период деятельности советников директоров по воспитанию, которые реализуют данный проект, было проведено и поддержано несколько региональных инициатив, которые стали масштабными мероприятиями не только для края, но и в целом для всей Российской Федерации. Одним из них был проект Николая Косачева «История семьи — история страны», направленный на изучение родословной. Также она рассказала о проекте «Нарисуй Победу», в рамках которого школьники всем классом рисовали мелками на асфальте перед школой тематические рисунки.
Председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, проректор по научной работе Барнаульской духовной семинарии протоиерей Сергий Фисун в своем докладе рассмотрел деятельность некоторых отечественных педагогов второй половины XIX века, чьи труды связаны с обращенностью к духовно-нравственным ценностям. Тех педагогов, кто главной задачей рассматривал не только передачу знаний детям, но и их духовное обогащение, прививание им высоких ценностей веры, нравственности и любви к своей отчизне.
По словам протоирея, одним из первых таких педагогов был Константин Ушинский. Переосмысливая лучшие педагогические сочинения европейских авторов он черпал свое педагогическое вдохновение в принципе народности. Также спикер упомянул Льва Толстого, открывшего в Ясной Поляне в 1859 году школу для простых крестьянских детей. Кроме того, в выступлении протоирея были упомянуты Сергей Рачинский, Антон Макаренко, Виктор Сорока-Росинский и другие.
Руководитель школьного музея «Память — это мы» Шипуновской школы им. А.В. Луначарского, отличник народного просвещения, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» 2006 года, лауреат премии губернатора Алтайского края им. С.П. Титова Александр Леонтьев рассказал о музее, который организован у них в школе. Он отметил, что музей работает в трех направлениях — духовность, нравственность и патриотизм — остановившись на каждом из них. Александр Сергеевич продемонстрировал фотографии экспонатов и рассказал, что проводит виртуальные экскурсии.
Стенды музея посвящены разным темам: «Памятные места Шипунова», «История школы», «История нашего музея», «Погибли, защищая Родину», «Жили среди нас» и другие. В музее хранится память об участниках Великой Отечественной войны и военнообязанных, выполняющий свой долг в СВО. Кроме того, там размещены фотографии советского и современного времени памятных мест села Шипунова, а также история школы, к примеру, информация о первых педагогах школы и выпускниках, том числе ушедших на фронт и не вернувшихся с войны. Спикер отметил, что в музее хранится большая коллекция икон, православных книг и календарей, а также видеофильмов. Также в нем хранятся найденные при раскопках солдат вещи, перееденные родственниками в музей.
О реализации проекта «Школа наставничества — школа воспитания» в своем докладе рассказала заместитель председателя Союза женщин России, председатель Алтайского краевого отделения Союза женщин России, Почетный гражданин Алтайского края Надежда Ремнева. Она сообщила, как начинался проект и что в его основе лежит принцип преемственности и наставничества. Целью проекта является личностное развитие педагога и наставника, личностное развитие тех, кого он обучает и воспитывает. Его задача заключается в том, чтобы сформировать у педагогов и наставников позитивные отношения к главным человеческим ценностям.
Для реализации проекта «Школа наставничества — школа воспитания» было намечено на год девять занятий. Каждое из них было посвящено одной из коренных ценностей: любви и семье, образованию и труду, культуре, здоровью, патриотизму. Надежда Степановна тезисно остановилась на каждом из них.
Завершилось мероприятие речью митрополита, в которой он акцентировал внимание на смысле праздника, отметив, что он посвящен памяти наших просветителей и насчитывает уже 1200 лет:
— Суть праздника в том, что мы не только уважаем, любим, почитаем и отдаем дань уважения всем нашим учителям и предкам в лице Кирилла и Мефодия, всем мудрым людям, которые научили нас правильной жизни, как нужно выбирать добро и каким образом всячески уходить от зла. Также этот праздник дает нам чувствовать единство не только здесь, в горизонтальном мире, но и мире вертикальном — духовном. Мы уходим мыслью, корнями и своим опытом к тем важным первоистокам, о которых говорили наши учителя.
В последнее время его значимость все более возрастает, мы все теперь осознаем, что от правильного воспитания и ориентиров у детей, подростков и молодежи зависит не только будущее нашей страны и нашего народа, но и всего мира.
Закономерно, что институт, который занимается развитием образовательной деятельности в нашем крае должен в первую очередь всегда базировать свою деятельность на духовных основах. Есть такое понятие: «Сила нации в силе духовной», вот это понимание, к счастью, теперь пришло не только нам, учителям народным, но и к руководителям нашей страны и нашей образовательной деятельности в целом.