15 августа 2024 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова работала секция, на которой обсудили формирование и развитие региональной системы воспитания. Мероприятие было приурочено к предстоящему августовскому педагогическому совету.
В секции участвовали специалисты муниципальных органов управления образованием, заместители директоров школ по воспитательной работе, руководители муниципальных методических объединений классных руководителей, муниципальные координаторы «Движения первых» и проекта «Навигаторы детства», советники директоров школ по воспитанию. К онлайн-трансляции пленарной части секции присоединились более тысячи сотрудников педагогической системы воспитания.
Заместитель министра образования и науки Алтайского края Ирина Фукс, рассказывая о формировании единой региональной системы воспитания в Алтайском крае, напомнила стратегические ориентиры воспитания, сформулированные Президентом Российской Федерации:
— Это формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Для достижения этих задач необходима концентрация всех специалистов в области воспитания, и, конечно же, педагогов, которые всегда рядом с детьми.
Председатель Совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Ирина Рыбина раскрыла, как в крае развивается единое воспитательное пространство, и обозначила задачи, стоящие перед системой.
О результатах и перспективах развития проекта «Навигаторы детства» в Алтайском крае доложила главный эксперт отдела реализации программ и проектов в сфере патриотического воспитания граждан Росдетцентра Ирина Николенко.
Современные вызовы, угрожающие информационной безопасности детей в цифровой среде, обозначила руководитель Центра информационной безопасности и психологической поддержки молодежи Алтайского края АИРО Елена Воротникова. Она также дала рекомендации, какие меры противодействия стоит предпринять образовательным организациям, чтобы обеспечить информационную безопасность детей.
После пленарного заседания участники разошлись по двум площадкам.
На одной из них эксперты со специалистами муниципальных органов управления образованием обсудили основные направления профилактической работы с обучающимися, по которым школы будут работать в 2024/25 учебном году. По словам начальника отдела охраны прав детства Министерства образования и науки Алтайского края Натальи Швецовой, в числе таких направлений — профилактика социального сиротства, ранее выявление семейного неблагополучия, профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, формирование ценности здорового образа жизни и профилактика зависимых состояний. Кроме этого, директор Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Людмила Домнич рассказала о ресурсах центра, которые могут быть полезны работникам сферы образования.
На другой площадке для заместителей директоров школ по воспитательной работе и руководителей муниципальных методических объединений классных руководителей был организован методический семинар «Обновление содержания и форм воспитательной работы в образовательных организациях Алтайского края в условиях реализации федеральных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования». Его работу прокомментировала декан факультета воспитания и социализации АИРО Елена Лопуга:
— Семинар был посвящен созданию единой системы организации деятельности классных руководителей, планированию и оценке эффективности их работы. Были рассмотрены серьезные аспекты, связанные с управлением планированием, организацией деятельности муниципальных и школьных методобъединений классных руководителей. Также мы познакомили с интересной и продуктивной технологией проектирования воспитательного события, разработанной нашими коллегами из «Движения первых». Участники семинара увезли с собой «методический портфель», насыщенный документами, рекомендациями, чек-листами, картами оценивания, словом, целым комплектом, который они могут использовать в своей профессиональной деятельности.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Верх-Обской школы им. М.С. Евдокимова Марина Ткаченко отметила, что получила на семинаре множество материалов, имеющих практическую значимость.
— После семинара я на многое посмотрела по-другому, особенно на работу с классными руководителями и взаимодействие замдиректоров с советниками по воспитанию. У меня в голове структурировалась работа Штаба воспитательной работы. Будем реализовывать материалы в нашей образовательной организации, — добавила она.
А глава Ассоциации классных руководителей Алтайского края, заместитель директора по воспитательной работе школы №53 Барнаула, руководитель отделения по классному руководству КУМО Юлия Ушкевич порекомендовала в ежедневной работе использовать разработанную АИРО карту оценивания эффективности классного руководителя: в ней прописана вся деятельность, которую он должен выполнять.
Материалы пленарного заседания и методического семинара размещены здесь.
В этот же день в рамках секции в Алтайском промышленно-экономическом колледже состоялся семинар-практикум по вопросам организации единого воспитательного пространства в образовательных организациях Алтайского края. Участниками стали муниципальные координаторы «Движения первых» и проекта «Навигаторы детства», советники директоров школ по воспитанию.