26 марта в Барнауле в гимназии № 27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова прошла региональная педагогическая конференция «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Она собрала более 170 педагогов из более чем 30 городов и районов Алтайского края.
Мероприятие организовали Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова, отделение по начальному общему образованию краевого УМО и барнаульская гимназия № 27.
Как объяснила замдиректора АИРО Татьяна Райских, функциональная грамотность выбрана центральной темой конференции, поскольку она должна стать результатом освоения обучающимися основных образовательных программ всех уровней.
В приветственном слове к участникам конференции директор гимназии Ольга Бутенко отметила:
— В течение этого учебного года мы с вами реализуем федеральные основные образовательные программы в начальной школе и на других уровнях образования. Казалось бы, Министерство просвещения дало единую модель работы, но практика показывает, что в каждой школе формируется своя модель, в том числе формирования функциональной грамотности.
В пленарной части выступили два докладчика.
Руководитель отделения по начальному общему образованию краевого УМО, учитель начальных классов барнаульской школы № 55 Лилия Поворознюк рассказала, как использовать результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) для повышения качества начального общего образования.
— Результаты выполнения ВПР всегда интересны учителям, так как это прежде всего оценка качества их работы. Учитывая результаты ВПР, педагоги могут реализовывать новые подходы и методы обучения с целью формирования предметных и метапредметных результатов учеников, а также повышать свой профуровень, — поделилась наблюдением Лилия Поворознюк.
По ее словам, каждый год в феврале-марте отделение по начальному общему образованию краевого УМО проводит вебинар, на котором эксперты выявляют типичные ошибки учеников при выполнении ВПР и называют способы их минимизации. Рекомендации экспертов могут быть полезны педагогам.
Спикер сделала вывод, что анализ результатов ВПР позволяет администрации школы своевременно оказывать ресурсную, организационную и методическую поддержку учителям, им в свою очередь — определять и разрабатывать темы по самообразованию и совершенствовать свой профессиональный уровень, а обучающимся и их родителям получать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учеников.
— Именно такая слаженная работа по использованию результатов ВПР всеми участниками образовательного процесса повысит качество начального общего образования, — заключила она.
Заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности АИРО Василий Лопуга раскрыл тему «Нейроразвивающее физическое воспитание учащихся как основа развития функциональной грамотности».
— Развитие ребенка можно приравнять к развитию функциональной грамотности. Для овладения ею нужно обязательно включать в образовательный процесс разные виды двигательной активности. Тогда дети будут не только развиваться физически, но и приобретут определенные способности и компетенции, к примеру, смогут логично мыслить и принимать решения.
Спикер настоятельно рекомендовал проводить на уроках физкультминутки:
— Если вы видите, что у ребенка появляются первые признаки усталости, значит ему не хватает энергии для выполнения мыслительных функций, в его головном мозге не включаются нейронные цепи.
Затем педагоги распределились по пяти секциям.
Первая секция назвалась «Воспитательный потенциал урока в рамках реализации обновленного ФГОС НОО».
— Воспитательный аспект стал главной темой секции. Учителя делились, как он помогает преподавать уроки литературного чтения, математики, русского языка и окружающего мира. Педагоги приводили в пример различные приемы. Один из них — «Корзинка идей» — позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы. Среди приемов было много интересных находок, они вроде все известные, но кто-то их использует, а кто-то нет. И, возможно, послушав, как работает тот или иной прием, педагоги решат его попробовать, — прокомментировала модератор Лилия Поворознюк.
Самой большой площадкой по количеству выступающих и зарегистрированных участников стала секция «Методические вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе». Модератором выступила старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО, учитель начальных классов гимназии № 45 Барнаула Мария Андрияшина.
— Учителя поделились с нами практическим опытом. К примеру, сегодня я открыла для себя новый прием работы с художественным текстом «Дерево предсказаний», его можно использовать на литературном чтении, — сказала учитель начальных классов Бобровской школа Первомайского района Светлана Русанова.
Секцию «Успешные практики формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности» модерировала преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО, учитель начальных классов школы № 126 Яна Барчук.
— Мы рассмотрели успешные практики формирования функциональной грамотности во внеурочное время. Коллеги поделились опытом, как развивать функциональную грамотность через проектную и исследовательскую деятельность, через естественнонаучный и математический циклы, а также через финансовую грамотность. Также я рассказала о двух программах с сайта Единое содержание общего образования, — добавила она.
Участник этой секции, учитель начальных классов Новоперуновской школы Тальменского района Ольга Соловьева прокомментировала:
— Заслушав опыт других коллег, я приобрела много новых знаний, которые буду стараться применять в педагогической деятельности. Нам показали много разных подходов для изучения функциональной грамотности на внеурочных занятиях. Мне понравился опыт формирования финансовой грамотности у младших школьников через художественные произведения, а также опыт формирования функциональной грамотности через создание проектов.
Секция «Формирование читательской грамотности младших школьников слабо владеющих русским языком» проходила в формате круглого стола.
— Обсуждались вопросы нормативного правового поля работы школ по языковой и социокультурной адаптации детей с миграционной историей. Был представлен опыт работы школы № 70 Барнаула по педагогической поддержке, адаптации и социализации детей мигрантов. Обозначен круг проблем в формировании читательской грамотности у младших школьников слабо владеющих русским языком. Участники активно включились в обсуждение путей преодоления этих проблем, — рассказала модератор секции, доцент кафедры гуманитарного образования АИРО Алла Елютина.
В Год семьи в программу конференции включили секцию «Эффективные подходы взаимодействия с семьей».
— Свой опыт представили коллеги из разных образовательных организаций края. Мы говорили о вовлечении родителей в проектную деятельность, о том, как школа помогает родителям в воспитании детей. Обсуждали варианты патриотического воспитания родителей и их детей. Пришли к выводу, что связка «семья и школа» актуальна как никогда, и что родители должны быть активными участниками образовательного процесса, — сказала модератор секции Ольга Бутенко.
Отзыв о работе секции оставила ее участница — учитель начальных классов, советник по воспитанию Староалейской школы № 1 Третьяковского района Елена Жолнерова:
— Было озвучено много разных методов и способов взаимодействия с семьей. Я взяла на заметку интересные идеи. Например, можно открыть Клуб выходного дня, который предполагает активное взаимодействие детей, их родителей и педагогов.
С материалами конференции можно будет ознакомиться в разделе краевого УМО на сайте АИРО.
Выступления спикеров конференции опубликуют в научно-педагогическом журнале «Учитель Алтая». Темой номера будет «Начальная школа».