В Барнауле обсудили, как школа может обеспечить информационную безопасность детей

10 сентября в гимназии № 27 прошло совещание заместителей директоров по воспитательной работе школ Барнаула. Участниками стали 88 человек.

Одной из тем, которую рассмотрели на совещании, стала информационная безопасность детей в Алтайском крае.

Руководитель центра информационной безопасности и оказания психологической помощи молодежи Алтайского института развития образования Елена Воротникова рассказала о современных вызовах и как с ними справляться работникам образования.

Спикер отметила, что на государственном уровне вопросам информационной безопасности уделяется пристальное внимание. Так, в апреле 2023 года правительство страны утвердило Концепцию информационной безопасности детей в Российской Федерации. Школам рекомендовано использовать положения этой концепции в воспитательной работе и образовательном процессе.

Цифровая среда является привычной для подрастающего поколения. Но из-за эмоциональной нестабильности и низкого уровня критичности восприятия информации эта категория больше других подвержена негативному воздействию и интернет-манипуляциям в виртуальном пространстве, — объяснила Елена Воротникова.

Сегодня дети и подростки рискуют стать жертвами кибермошенничества, вымогательства, онлайн-травли. Их могут вовлечь в различные молодежные деструктивные движения, представляющие угрозу общественной безопасности. Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ.

Как рассказала руководитель центра, дети и взрослые нередко сталкиваются с фейками — недостоверными сообщениями. По данным Центра управления регионом, в Алтайском крае в 2024 году было выявлено и опровергнуто 97 фейковых, то есть ложных информационных сообщений. Кроме этого, всё чаще мошенники в преступных целях создают дипфейки — реалистичную подмену фото, аудио и видеоматериалов, сгенерированных нейросетью.

Елена Воротникова озвучила статистику Главного управления МВД России по Алтайскому краю: с начала текущего года в регионе зарегистрировали более 4 тысяч преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Только в прошлом году от действий злоумышленников пострадали 7 тысяч несовершеннолетних. Спикер также привела примеры дистанционного мошенничества и онлайн-вовлечения в противоправную деятельность молодежи, и добавила:

— Нужно быть начеку и собственным примером показывать детям культуру потребления информации, и, самое главное, научить их безопасной коммуникации в сети.

Противостоять потенциальным угрозам и рискам в сети можно. Для этого, по словам Елены Воротниковой, необходимо комплексно и системно повышать уровень грамотности детей по вопросу информационной безопасности, формировать у них навыки законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде, регулярно доводить до них правила безопасного поведения в сети, напоминать телефоны доверия. Важно информировать родителей об угрозах, которые ожидают их детей в интернете, и как их обезопасить.

Спикер рекомендует педагогам использовать современные форматы просвещения и интерактивные формы общения с детьми: диспуты, дискуссии, открытые диалоги, кинопоказы с последующим обсуждением.

На сайте АИРО педагоги могут ознакомиться с методическими материалами, рекомендациями, ссылками на ресурсы со сценариями проведения профилактических мероприятий.

Комментируя тему детской информационной безопасности, Елена Половникова, участник совещания, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 126 Барнаула, отметила:

Тема злободневная и потому актуальная. Если на устройствах образовательной организации стоят фильтры, то дома — вседозволенность. Чтобы обезопасить и уберечь детей от разных видов мошенничества в цифровой среде, нам нужны знания, чтобы донести их сначала до самих педагогов, а они в свою очередь поделятся с учениками и их родителями. Я изучу все предложенные руководителем Центра методические разработки и поделюсь ими с классными руководителями и учителями нашей школы.

С этим читают