13 февраля в «Точке кипения» Алтайского государственного университета прошел круглый стол на тему «Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала организаций». Участниками обсуждения стали 50 представителей работодателей из различных отраслей экономики, сферы образования, органов власти и общественности. В онлайн формате к ним присоединились свыше 500 слушателей со всех территорий региона.
Организатором встречи выступило Управление Алтайского края по труду и занятости населения в партнерстве с Алтайским государственным университетом.
Открывая мероприятие, заместитель Председателя Правительства Алтайского края и министр экономического развития Евгений Дешевых подчеркнул важность наставничества как инструмента передачи опыта и знаний на рабочем месте не только в сфере труда, но и во многих других сферах – в общественных движениях и в работе с отдельными категориями молодежи.
– Сегодня признание ценности наставничества выражается и в учреждении государственной награды – знака отличия «За наставничество», в проведении Года педагога и наставника, включении наставничества в различные федеральные, национальные проекты и в отражении особенности регулирования труда наставника в трудовом кодексе Российской Федерации, – добавил он.
Надежда Капура, начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения, представила результаты опроса, проведенного управлением среди 1350 организаций. По ее словам, система наставничества внедрена в 970 из них, что составляет 72%. В этих организациях трудятся почти семь тысяч наставников, под опекой которых находятся около 70% молодых сотрудников. В некоторых сферах, таких как здравоохранение и образование, этот показатель достигает 100%.
Также участники круглого стола обсудили успешные примеры реализации наставничества на предприятиях края, таких как завод «Алтай-Кокс», где проводятся акции «Спасибо, наставник» и фотоконкурсы, и «АПЗ «Ротор», где реализуются мероприятия по привлечению и подготовке кадров через систему наставничества.
Ирина Агафонова, декан факультета развития профессионального образования АИРО имени А.М. Топорова, выступив на мероприятии, обобщила опыт развития наставничества в системе среднего профессионального образования в рамках Федерального проекта «Профессионалитет». Она подчеркнула, что почти 20% педагогических работников имеют стаж менее трех лет, что является одним из ключевых стимулов для развития наставничества.
– В последние годы мы наблюдаем значительные изменения в системе среднего профессионального образования, направленные на улучшение качества подготовки специалистов. Важным направлением этой работы является Федеральный проект «Профессионалитет», который ставит перед собой задачу создать новые подходы к обучению и подготовке кадров. Наставничество в системе СПО – это не просто передача знаний от более опытного специалиста к новичку, а целый процесс, включающий в себя поддержку, мотивацию и профессиональное развитие наставляемых, – подчеркнула она.
В условиях реализации проекта «Профессионалитет» наставничество приобретает особую значимость. Оно позволяет не только повысить качество образования, но и обеспечить более тесную связь между учебными заведениями и работодателями.
По итогам круглого стола были выработаны рекомендации по продвижению института наставничества в Алтайском крае.

