1 октября в Барнауле на базе Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова прошел круглый стол «Безопасный Интернет: ситуация и перспективы», который собрал представителей структур, заинтересованных в безопасности подрастающего поколения.
Мероприятие инициировала Лига безопасного Интернета, эксперты которой при активном содействии Министерства образования и науки Алтайского края совместно с волонтерами Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в эти дни проводят в Барнауле и Бийске уроки для школьников, родительские собрания и семинары для педагогического сообщества.
Открывая круглый стол, заместитель Председателя Правительства Алтайского края Юрий Абдуллаев обозначил его цель:
— Не секрет, что огромное количество стран оказывает сильное деструктивное влияние на население Российской Федерации, в том числе Алтайского края, распространяя фейки, склоняя подростков и молодежь к совершению противоправных действий, вовлекая их в группы, главной идеологией которых является саморазрушающее поведение. Наша задача – противодействовать агрессивному воздействию в социальных сетях и в целом в сети Интернет, повышать эффективность такой работы. Безопасность в интернете начинается с правового, информационного, технического просвещения несовершеннолетних.
Министр цифрового развития и связи Алтайского края Евгений Зрюмов, информируя о реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», рассказал, как в регионе выстроена работа по развитию у детей цифровых компетенций и навыков безопасного поведения в сети, повышению их киберграмотности, популяризации среди них ИТ-профессий. Так, юные жители края являются активными участниками всероссийской акции «Урок цифры», обучаются в центрах цифрового образования «ИТ-куб», участвуют в проекте «Код будущего», мероприятиях «День 1С:Карьера» и «Электронная неделя на Алтае», пишут цифровой диктант по персональным данным. Также министр добавил, что, используя интернет в образовательных организациях края, ученики могут попасть только на рекомендованные ресурсы.
Эксперт Лиги безопасного Интернета Лев Крутов дал оценку текущей ситуации с безопасностью в интернет-пространстве, привел примеры угроз, с которыми подрастающее поколение ежедневно сталкивается в социальных медиа: опасные для жизни игры и квесты, аниме, обесценивание человеческой жизни, вовлечение детей в азартные игры и другое.
— На сегодняшний день более 50% подростков проводят в сети свободное время, 48% — проводят в Интернете более 6-8 часов в сутки, только 2% — менее 1-2 часов в сутки, — озвучил статистику эксперт.
Отвечая на вопрос участника дискуссии, Лев Крутов подчеркнул, что Лига выступает не против Интернета, а за его очищение от негативного, вредного для детей контента.
Его коллега, эксперт Светлана Султангалеева перечислила ключевые направления деятельности Лиги безопасного Интернета, и отметила:
— Каждый день стараемся сделать Рунет чище и безопаснее, особенно для детей. Мы создали много всероссийских просветительских проектов, в том числе акцию «Месяц безопасного Интернета». Она ориентирована на повышение уровня медиабезопасности и цифровой грамотности детей, а также учителей и родителей, которые тоже должны знать, как защитить детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.
Спикер рассказала, что эксперты разработали для всех участников образовательного процесса методические и учебные материалы по профилактике интернет-угроз «Безопасный интернет», которые размещены на сайте Лиги. Они одобрены Министерством просвещения страны и рекомендованы к использованию в общеобразовательных организациях.
С деятельностью и результатами работы регионального отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям участников круглого стола познакомила Елена Сухомирова. По ее словам, помимо поисковой работы, волонтеры центра регулярно ходят в школы и рассказывают об опасностях в Интернете.
Начальник отдела организации деятельности по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Алтайскому краю Любовь Лисафина обратила внимание, что нельзя недооценивать профилактическую работу с детьми из внешне благополучных семей.
Прокурор Екатерина Вакаева напомнила нормативно-правовые основы противодействия экстремизму и идеологии терроризма в России: Конституция РФ, федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Ссылаясь на примеры из практики, она рассказала, какую ответственность предусматривает действующее законодательство за преступления, совершенные по экстремистским и террористическим мотивам.
— Необходимо повышать эффективность профилактических мероприятий среди несовершеннолетних и молодежи в целях противодействия распространению идеологии экстремизма и насилия, — заключила прокурор.
Ярослав Грабовский, заместитель начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю, проинформировал о возможностях мобильного приложения МЧС России, которое позволяет подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках, определять местоположение человека, оперативно вызвать службы спасения. Это приложение может быть полезным для детей, подчеркнул спикер.
Специалист Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова Анастасия Тузова представила разработку института — цифровую игру о безопасном интернете, созданную с помощью искусственного интеллекта на основе материалов Лиги безопасного Интернета.
Дидактическую игру для школьников 7-10 классов «Не попадись в сети» разработали также в Алтайском институте развития образования в целях формирования навыков распознавания современных интернет-угроз и предупреждения попыток вовлечения несовершеннолетних в деструктивные и криминальные формы сетевой активности. Об этом рассказала руководитель Центра информационной безопасности и оказания психологической помощи молодежи в Алтайском крае АИРО Елена Воротникова. Кроме этого, она сообщила, что центр записал для педагогов видеолекторий «Информационная безопасность детей: современные вызовы и меры противодействия им в образовательной среде».
Используя материалы Лиги безопасного Интернета, педагоги образовательных организаций Алтайского края могут проводить для обучающихся разного возраста уроки цифровой безопасности, рассказывая им о фишинге, о том, какие угрозы существуют в информационном пространстве, как отличить фейки от правдивой информации, как обезопасить себя от мошенничества в сети Интернет.