25 ноября 2022 года на площадке барнаульского лицея № 122 состоялся кейс-чемпионат по функциональной грамотности.
Как пояснила учитель русского языка и литературы лицея № 122 Юлия Келлер, мероприятие было направлено на развитие и формирование у школьников читательской и финансовой грамотности.
— Проведение кейс-чемпионата — это колоссальный опыт как для нас, педагогов, так и для детей. Формирование функциональной грамотности должно быть в каждой школе, поэтому мероприятия такого формата нужно проводить чаще, задействуя больше учреждений, потому что дети в игровой форме учатся решать кейсы и коммуницировать в командах, — сказала Юлия Келлер. — На нашем мероприятии соревновались ученики из седьмых и восьмых классов. В жюри присутствовали старшеклассники — члены школьного совета. Седьмым классам было интересно соревноваться со старшими ребятами.
Юлия Игоревна отметила, что преимущества такой формы развития компетенций у школьников заключается в том, что в игровом формате ребята могут решить задание из объемного кейса, а также есть возможность включить их в урок.
— Можно не полностью провести кейс-чемпионат, а отдельно какое-то задание дать учащемуся и он сможет его решить в команде или самостоятельно, тем самым формируя у себя функциональную грамотность, — пояснила Юлия Келлер. — При подготовке к кейс-чемпионату нам помогли методические материалы АИРО им. А.М. Топорова и банка заданий Российской электронной школы (РЭШ).
Чемпионат состоял из пяти туров.
В первом туре «Визитка» участники представили свои команды — «Разные», «Финансисты», «Банкиры» и «Функционалисты» — в видеоформате. Второй тур — «Биатлон» — был направлен на работу с научно-популярным текстом «Кино для пчел». На основе текста школьники формулировали вопросы и отвечали на них. В третьем туре под названием «Блиц-турнир» команды работали с текстом из второго тура, решая задания на время. Вопросы четвертого тура «Черная метка» были известны школьникам заранее — им для решения были выданы различные кейсы: «Планшет или ноутбук», «Билет на концерт», «Пицца с большой скидкой» и «Мобильный помощник». В ходе мероприятия школьники представили свои ответы жюри и командам-оппонентам. В пятом, заключительном туре «Я — креативный», каждая команда получила по паре слов, для которой нужно было найти связующие слова.
После кейс-чемпионата участники мероприятия поделились впечатлениями.
Данила, ученик 8 класса барнаульского лицея № 122:
— Больше всего мне понравилось задание с кейсами, так как его мы решали командой, это нас объединило. Я думаю, затруднение вызвало задание на креативность, так мы не были к нему готовы, ожидали задание именно по финансам, по какой-то общественной сфере. Нам понравился формат мероприятия, потому что он проходил в расслабленном режиме, каждый участник чувствовал себя комфортно, имел возможность собраться с мыслями и ответить на вопросы задания. В команде работать очень удобно, потому что можно распределить задачу между участниками и выполнить ее гораздо быстрее.
Роман, ученик 8 класса барнаульского лицея № 122:
— Сегодняшний кейс-чемпионат мне понравился, потому что для нашего лицея это был новый формат. Самым интересным заданием нам показалось «Черная метка», а самым сложным — задание второго тура, где нужно было составить вопросы и ответить на них.
Кирилл, ученик 7 класса барнаульского лицея № 122:
— Кейс-чемпионат мне запомнился тем, что нам удалось проявить себя, поучаствовать в чем-то новом и необычном. Для нас всех это был очень интересный формат и мы хотели бы, чтобы мероприятие повторилось. Думаю, мы соберемся похожей командой и сможем победить в следующий раз в феврале или марте. Наиболее интересным, а также сложным нам показалось задание последнего тура «Я — креативный», потому что нужно было найти слово, объединяющую пару слов «дом и светофор».
Справка
Мероприятие прошло в рамках апробации технологии проведения кейс-чемпионата по функциональной грамотности в Алтайском крае. В ней принимают участие 13 общеобразовательных организаций из Барнаула, Бийска, Рубцовска, Заринска, Смоленского и Третьяковского районов, 32 педагога и более 300 обучающихся 7-10 классов.