В Алтайском крае проводится профориентационное консультирование-диагностика способностей молодежи и школьников: выявляются склонности учащихся к занятиям теми или иными видами профессиональной деятельности, определяющими успешность в обучении и в дальнейшей профессиональной карьере. Профориентацию обучающихся проводит Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая». Центр формирует развернутые профессиограммы с рекомендациями по выбору предметов ОГЭ, поступлению в СПО Алтайского края, выбору предметов ЕГЭ и поступлению в вузы Алтайского края и Российской Федерации в том числе на естественно-научные специальности. При прохождении компьютерного комплекса выдаются рекомендации на обучение в колледже или вузе в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Комплекс рекомендован Российской академией образования (https://proforientator.ru/publications/news/ekspertnye-zaklyucheniya-na-nashi-metodiki-ot-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya.html).
23 октября в МБОУ «Айская СОШ» проведено профориентационное тестирование и консультирование школьников 8-11 классов. Тестирование проведено на базе современного комфортабельного кабинета центра «Точка роста». Школьникам был представлен компьютерный комплекс тестирования, который состоял из 3-х блоков:
1. Определение интересов (где и кем хочу быть): техника, наука, искусство, бизнес, общение, знак, природа, риск.
2. Определение уровня знаний, способностей, компетенций в: вычислениях, лексике, эрудиции, зрительной логике, абстрактной логике, вниманию.
3. Выявление личностных особенностей, определяющих успешность обучения в школе, колледже и вузе, профессионального роста: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.
Результаты профориентационного тестирования и консультаций:
1. Формирование списка профессий (из возможных — более 150).
2. Прогноз успешности обучения в старших классах, колледжах, техникумах.
3. Состав экзаменов ОГЭ, желательных для поступления в 10 классы.
4. Состав экзаменов ЕГЭ, необходимых для поступления в вузы по рекомендованным профессиям.
5. Прогноз успешности обучения в вузах, профессионального развития.
Выявлены учащиеся с высокими уровнями интересов, структуры интеллекта и свойств личности. По итогам тестирования получили рекомендации по группам профессий:
Рекомендации на творческие и информационно-технологические группы профессий:
Рекомендации на группы профессий: инженерные, финансово-экономические. естественно-технологические, физико-математические, информационно-технологические. Профессии: системный аналитик, нанотехнолог, экспертиза и управление недвижимостью.
Рекомендации на группы профессий: естественно-технологические, физико-математические, инженерные, информационно-технологические, финансово-экономические. Профессии: системный аналитик, нанотехнолог, экспертиза и управление недвижимостью, проектировщик интерфейсов, специалист по юзабилити (usability), информационные системы в экономике,
Каждый школьник получил развернутый список профессий с указанием необходимых экзаменов по ЕГЭ для поступления в вузы Алтайского края и России. Консультации учащихся продолжались на совместном родительском собрании. Родителям и учащимся представлена методическая выставка с красочной информацией о колледжах и вузах Алтайского края; комплект информации о направлениях подготовки в региональных и федеральных вузах: АлтГУ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова, АГАУ, АГИК, ТГУ, ТПУ, НГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова; тезисы презентации «Профориентационное тестирование. Начало успешной карьеры».
Перспективы успешного выбора профессии для выпускников 9 классов на естественно-научные специальности обозначены на примерах Алтайского государственного колледжа, Алтайского политехнического техникума, колледжа АлтГУ, университетского технологического колледжа АлтГТУ им. И.И. Ползунова, центра среднего профессионального образования АГАУ. Рассмотрены перспективы тестирования для других учащихся 8 -11 классов Айской школы в марте –апреле 2025 года.
Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» принимает заявки на проведение профориентационного тестирования учащихся в школах с Центрами «Точка роста» на январь – май 2025 года. Директор центра: Мусько Виктор Михайлович. Контакты: 8 903-992-8568, e-mail: musko@bk.ru (Мусько В.М.).