В Алтайском крае проводится профориентационное консультирование-диагностика способностей молодежи и школьников: выявляются склонности учащихся к занятиям теми или иными видами профессиональной деятельности, определяющими успешность в обучении и в дальнейшей профессиональной карьере.
Диагностику обучающихся проводит Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая». Центр формирует развернутые профессиограммы с рекомендациями по выбору предметов ОГЭ, поступлению в СПО Алтайского края, выбору предметов ЕГЭ и поступлению в вузы Алтайского края и Российской Федерации, в том числе на естественно-научные специальности. При прохождении компьютерного комплекса выдаются рекомендации на обучение в колледже или вузе в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Комплекс рекомендован Российской академией образования (https://proforientator.ru/publications/news/ekspertnye-zaklyucheniya-na-nashi-metodiki-ot-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya.html).
24.11.2023 г. в центре «Точка роста» МБОУ «Айская СОШ» проведено профориентационное тестирование и консультирование 25 школьников 8-9 классов. Предложенный школьникам компьютерный комплекс тестирования состоит из 3-х блоков:
1. Определение интересов (где и кем хочу быть): техника, наука, искусство, бизнес, общение, знак, природа, риск.
2. Определение уровня знаний, способностей, компетенций в: вычислениях, лексике, эрудиции, зрительной логике, абстрактной логике, вниманию.
3. Выявление личностных особенностей, определяющих успешность обучения в школе, колледже и вузе, профессионального роста: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.
В результате тестирования для каждого школьника:
1. Определен список профессий (из возможных более 150).
2. Составлен прогноз успешности обучения в старших классах, колледжах, техникумах.
3. Определен состав экзаменов ОГЭ, желательных для поступления в 10 классы.
4. Определен состав экзаменов ЕГЭ, необходимых для поступления в вузы по рекомендованным профессиям.
5. Составлен прогноз успешности обучения в вузах, профессионального развития.
Обучающиеся Айской школы получили рекомендации по группам профессий.
Рекомендации по группам профессий: естественно-технологические, естественнонаучные, физико-математические, инженерные, информационно-технологические:
Рекомендации по творческим группам профессий:
Рекомендации по группам профессий: лингвистические, общественно-гуманитарные, финансово-экономические:
Консультации учащихся продолжались на совместном родительском собрании.
Родителям и школьникам была представлена методическая выставка, где были представлены: информация о колледжах и вузах Алтайского края; информация о направлениях подготовки в региональных и федеральных вузах: АлтГУ, АлтГТУ им. И. И. Ползунова, АГАУ, ТГУ, ТПУ, НГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова; тезисы презентации «Профориентационное тестирование. Начало успешной карьеры».
Перспективы успешного выбора профессии для выпускников 9 классов на естественно-научные специальности обозначены на примерах Алтайского государственного колледжа, Алтайского политехнического техникума, университетского технологического колледжа АлтГТУ им. И.И. Ползунова, центра среднего профессионального образования АГАУ.
Следующие консультации состоятся в марте–апреле 2024 года, куда будут приглашены учащиеся 8-11 классов.
Центр тестирования и развития «Строим будущее Алтая» принимает на январь-май 2024 года заявки на проведение профориентационного тестирования школьников, обучающихся в центрах «Точка роста». Тестирование проводит Мусько Виктор Михайлович, директор Центра тестирования и развития «Строим будущее Алтая». Контакты: 8 903-992-8568, e-mail: musko@bk.ru (Мусько В.М.).