В Международный день родного языка, 21 февраля, в барнаульской школе № 59 состоялся круглый стол «Обучение родному языку в условиях обновленного ФГОС НОО». Его организовал Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова.
Участие в мероприятии приняли 38 учителей начальных классов из школ Барнаула.
Педагогов поприветствовал директор школы № 59 Дмитрий Ясафов. К ним также обратилась заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец. Она поздравила с праздником и отметила:
— Институт ежегодно проводит круглый стол, посвященный Международному дню родного языка. На нем мы традиционно обсуждаем методическое задачи, вопросы сохранения родных языков и обучения им, а также сохранения родной культуры.
Старший преподаватель кафедры гуманитарного образования АИРО, заместитель директора школы № 59, учитель русского языка и литературы Ирина Филиппова рассказала гостям о преподавании в их школе родного языка. По ее словам, в программы внедрены обновленные методики и приемы, которые позволяют сделать изучение родного языка более интересным.
— Наша школа уже несколько лет показывает свой опыт по обучению родному языку. Из-за того, что не во всех школах в учебных планах предусмотрены специальные уроки родного языка, сегодня можно и нужно говорить о новых методиках и приемах по его изучению.
Каждый из участников круглого стола по своему выбору посетил один из пяти открытых уроков, и посмотрел, какие приемы обучения русскому родному языку используют в начальных классах учителя школы № 59. В частности, они продемонстрировали методику «пазлов», начальную работу с синквейном, инфографику, работу с деформированным текстом, составление письма к разным адресатам, редактирование текста и прием технологии развития критического мышления «Шесть шляп».
После открытых уроков участники обсудили методы, приемы и методики обучения учащихся 2-4 классов родному русскому языку.
Одним из обсуждаемых стал урок литературного чтения по рассказу Константина Паустовского «Кот-ворюга», который провела в третьем классе учитель школы № 59 Александра Бахарева. На разных этапах урока она использовала картинность, инфографику и визуализацию текста. Педагог уверена, что эти приемы, помогают активизировать работу детей на уроке:
— Современные дети тяжело воспринимают информацию на слух или прочитав её. Лучше всего они запоминают не только, когда прочитают и послушают, но и когда увидят ее. Именно поэтому картинный план и инфографика оправданы на уроках литературного чтения.
На открытых уроках педагоги увидели, как можно обучать детей родному языку и говорить с ними о родной культуре на таких предметах, как литературное чтение, русский язык и занятие по функциональной грамотности:
— Коллеги показали, как надо работать над текстом в современных условиях, что можно сделать, чтобы ребята с большим интересом обучались на разных предметах, — прокомментировала Ирина Филиппова. — На уроках кто-то из педагогов узнал о тренажере по чтению для школьников, разработанном Юлией Кузнецовой, кто-то вспомнил прием «Шесть шляп», а кто-то изучил виды текстов: сплошные, несплошные и с инфографикой.
По мнению учителей, многие представленные на занятиях приемы уже были им знакомы, однако они взглянули на них по-новому. Также педагоги высказывали пожелания продолжить встречи такого формата, на которых можно получить полезный профессиональный опыт.