«Вечерний Барнаул»: Что нового узнали алтайские педагоги на крупном профессиональном форуме

В газете «Вечерний Барнаул» от 2 ноября 2024 года (№ 165) опубликован материал «Учить учителей» корреспондента Юлии Неволиной о том, как в рамках международного форума «Дни образования и науки на Алтае – 2024» прошла встреча школьных служб примирения.

Учить учителей: что нового узнали алтайские педагоги на крупном профессиональном форуме

1 ноября в регионе завершается шестой международный форум «Дни образования и науки на Алтае – 2024». Для его участников подготовили дискуссии, встречи, мастер-классы, экспертные сессии, методические семинары и научно-практическую конференцию краевых профессиональных сообществ, которая включила в себя 20 секций и охватила более 1500 педагогов.

Траектория восстановления  

За шесть лет существования форум «Дни образования и науки на Алтае» стал значимой площадкой для обсуждения актуальных вопросов государственной политики в сфере образования и завоевал признание в педагогической и научной среде.

— Уже несколько лет подряд он становятся визитной карточкой системы образования не только нашего края, Сибири, но и событием в большом календаре образовательных мероприятий Российской Федерации, — отметил на церемонии открытия заместитель председателя правительства Алтайского края Юрий Абдуллаев. — Чтобы отвечать вызовам времени и идти в ногу с быстро меняющимся миром, нужно постоянно учиться. Это стремление присуще алтайским учителям. 

В этом году форум проходит в рамках научно-технологической декады в Алтайском крае. Программа охватила широкий спектр тем и специалистов разных профилей. Обсудили проблемы и тенденции работы учителей-предметников, сотрудников системы дошкольного образования, направления профориентационной деятельности, приоритеты воспитания, роль классного руководителя и много чего ещё. 

Отдельная площадка была предусмотрена для обмена опытом специалистов школьных служб примирения. Всего в регионе их сформировано свыше 500. Из них 50 реализуют более четырех восстановительных программ в год, что является признаком активно работающей структуры.

— Школьные службы примирения — та практика, в которой нуждаются обучающиеся и родители в части урегулирования конфликтных отношений, — подчеркнула декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова. — Наш институт занимается развитием таких служб, оказывает педагогам научно-методическую помощь. Совместно с Ассоциацией профессиональных медиаторов Алтайского края мы ищем новые форматы работы с педагогическим сообществом.

При таком взаимодействии удалось организовать и слёт практикующих представителей алтайских школ в рамках образовательного форума. В нём приняли участие около 40 педагогов, которые в течение нескольких часов в интерактивном формате разбирали особенности восстановительных программ, возможные конфликты и случаи буллинга в детском коллективе, предлагали инструменты реагирования.

Неравнодушные  

— Встреча с педагогами школьных служб примирения стала для меня бальзамом на душу, — призналась медиатор слёта, преподаватель кафедры менеджмента в образовании АИРО Елизавета Ионина. — Участники грамотно подходили к обсуждению предложенных ситуаций, профессионально, с душой. Было видно, что на практике они используют не поверхностный подход, а стараются дойти до истины, могут выбрать метод работы по конкретному случаю, проанализировать, какое воздействие он окажет на детей и какие последствия повлечет. 

При этом не все педагоги представляли действующие службы примирения — некоторые зарегистрировались на участие в слёте с прицелом на создание такой структуры в обозримом будущем. Даже не проходя обучение, они показали себя специалистами, которые ориентируются в теме, владеют отдельными примирительными и восстановительными инструментами. Слёт помог им систематизировать знания и опыт.

— Наша служба фактически начала работать только в этом календарном году, — рассказала педагог-психолог барнаульской школы № 1 Ольга Далгатова. — Ранее мы приглашали профессионального медиатора для работы с двумя проблемными классами, посмотрели, как он действует, и поняли, что нам самим нужно этому научиться. Теперь пытаемся включиться в эту деятельность. Конечно, конфликты решались и ранее с помощью администрации, учителей-предметников, классных руководителей, родительской общественности. По сути, это была та же медиация, но без ведущего, почему она и оказалась несколько затруднительной.

На слёте Ольга Далгатова увидела, что в крае много единомышленников, у которых можно заимствовать наработки. В частности, педагог выделила проект, презентованный коллегой из Шаховской школы, где в деятельность службы примирения включены дети. Пройдя обучение, они могут проводить профилактические мероприятия, применять восстановительные программы в отношении сверстников.

Тиражировать практику  

Одна из самых опытных служб примирения в регионе — в барнаульском лицее № 2. У её истоков стоит нынешний директор Екатерина Фоминская, которая тогда занимала должность педагога-психолога. 

— В то время такие службы только заходили в систему образования, — отметила Екатерина Алексеевна. — Погружаться в тему было так интересно! Постепенно мы смогли вовлечь в деятельность учащихся, за пять лет работы смогли обобщить опыт и создали сборник для коллег. Уверена: медитация — лучший способ решить любой конфликт, соответствующими навыками нужно владеть не только психологам, но и всем педагогам. Будучи управленцем, Екатерина Фоминская продолжает их применять в своей деятельности и не отказалась от приглашения лично посетить слет вместе с действующим педагогом-психологом лицея.

— Поностальгировала, было приятно окунуться в знакомую атмосферу, — призналась Екатерина Алексеевна. — Я увидела людей, которые болеют за своё дело, пропускают каждую ситуацию через себя. И это правильно. Равнодушным здесь делать нечего. 

Участники слёта обратились к организаторам с просьбой чаще проводить такие встречи и предложили разные форматы для обмена опытом, в том числе с привлечением детей.

Справка «ВБ»

Организаторы форума «Дни образования и науки на Алтае – 2024» — министерство образования и науки региона и Алтайский институт развития образования. В этом году одним из партнёров форума выступил Институт содержания и методов обучения (г. Москва) — ведущее научное учреждение страны в области педагогики.

С этим читают