4 августа 2022 года в барнаульском концертном зале «Сибирь» стартовал всероссийский информационно-методический семинар «Внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций». Он начался с выставки, посвященной эффективным практикам наставничества.
В работе семинара участвуют более 150 представителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций дополнительного профессионального образования из 55 регионов России. Организаторами мероприятия выступают Академия Минпросвещения России и Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова.
На выставке был представлен обобщенный опыт Алтайского края по наставничеству и современным технологиям, которые используют педагоги и руководители образовательных организаций региона.
АИРО подготовил стенд с информацией об успешных практиках и формах наставничества, краевом конкурсе «Молодой педагог+наставник», межрегиональном форуме сельских учителей Большого Алтая «Наставничество: формула успеха», профессиональных педагогических играх, региональном межведомственном проекте «Школа наставничества — школа воспитания».
— У нас сложился богатый опыт наставничества. С одной стороны, наставники выступают просветителями, реализуют ряд больших проектов, с другой стороны, существуют модели наставничества, где более опытные педагоги помогают молодым педагогам, где учителя являются наставниками для школьников и студентов и создают уникальные разработки, — прокомментировала заместитель директора по научной инновационной работе АИРО Татьяна Райских.
Представители Ассоциации молодых педагогов края продемонстрировали педагогические игры по финансовой грамотности («Финансовый агент», «Управляй расходами», «Финансы: скажи иначе») и интерактивную игру на английском языке, рассчитанную на изучение достопримечательностей и географии Алтайского края. Игры разработали специалисты АИРО совместно с молодыми педагогами и сетевой фабрикой настольных игр «Игровест».
— Региональный проект «Педагогические игры» не первый год реализуется среди студентов — будущих учителей, а также среди молодых педагогов. Игры развивают умение работать в команде и с наставником, нестандартно и креативно мыслить. С помощью игр молодые учителя, опытные педагоги развивают свои профессиональные качества, — рассказала руководитель центра «Карьера» АГГПУ им. В.М. Шукшина Юлия Дрозд.
На выставке раскрыли направления работы наставника-проектировщика-инноватора, наставника-просветителя и наставника-тьютора для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Гостям из разных регионов показали созданные в рамках этих направлений учебные пособия, игры с элементами дополненной реальности, настенные образовательные лонгриды и виртуальную выставку разработок IT-тимуровцев и IT-решений для образования.
Три стенда с информацией о наставнических проектах подготовил Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина (г. Бийск).
— С 2019 года университет реализует региональный проект Центр педагогического наставничества: территория развития кадрового потенциала Алтая. На площадке вуза с этого года реализуется работа федерального центра по научно-методическому сопровождению педагогических работников: у нас есть школа для учителей-наставников, проводятся вебинары и обучающие интенсивы. Также университет оказывает консультационные и психологические услуги для родителей детей, — пояснила директор института педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина Татьяна Гаврутенко. — Мы эффективно реализуем модели наставничества: «учащийся — студент», «преподаватель вуза — педагог школы» и другие. Благодаря этим моделям школьники на ранних этапах вовлекаются в профессию педагога и замотивированы на поступление в педагогические вузы. Уникальность наших проектов в персонифицированном подходе к педагогу и объединении всех ресурсов. Важно, чтобы педагоги оставались в профессии.
Программу мероприятия продолжило пленарное заседание.