85 лет АИРО: факультет воспитания и социализации

Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова исполнилось 85 лет. В юбилейный год рассказываем о деятельности его подразделений.

В 2016 году в институте был создан факультет воспитания и социализации. В состав входят кафедра воспитания и дополнительного образования и лаборатория развития жизненных навыков и инклюзии. С момента образования факультет возглавляет декан Елена Лопуга. В институте же она работает с 2000 года.

Елена Владимировна, какие задачи стоят перед факультетом?

Становление факультета шло поэтапно и сразу был определен большой комплекс задач. Мы обеспечиваем научно-методическое сопровождение воспитательной работы, инклюзивного образования в школах, апробируем и внедряем современные подходы к физическому воспитанию, формированию здорового образа жизни и безопасного поведения участников образовательных отношений. Занимаемся психолого-педагогическим сопровождением родительского просвещения.

На каких педагогов направлена эта деятельность?

Основные категории слушателей курсов повышения квалификации и участники наших мероприятий учителя, исполняющие функции классного руководства, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, а также воспитатели различных образовательных организаций.

— Какие мероприятия для них реализуете и проводите?

Направлений работы достаточно много. Например, сопровождая воспитательную деятельность в образовательных организациях, проводим для классных руководителей курсы повышения квалификации на базе АИРО, а также выезжаем в муниципальные образования, где работаем с членами школьных и муниципальных методических объединений. Еще одна форма работы с педагогами — Акселератор воспитания. На этом мероприятии обсуждаем актуальные вопросы развития системы воспитания в России применительно к особенностям муниципалитета. Современной формой непрерывного повышения квалификации классных руководителей и презентации опыта их работы является Ассамблея классных руководителей. Проводим ее уже второй год. В рамках Ассамблеи в этом году, например, состоялся конкурс «Самый классный классный». Проводим и другие конкурсы профессионального мастерства: конкурс на лучшую методическую разработку воспитательных мероприятий и конкурс на лучшую воспитательную практику. Победители этих конкурсных мероприятий в этом году представляли Алтайский край на Форуме классных руководителей Сибирского федерального округа в Иркутске.

— А если говорить про проекты факультета?

Факультет ведет серьезную работу по научно-методическому и информационно-методическому обеспечению профилактической работы в образовательных организациях. В частности, на сайте института представлены два проекта: Школа безопасности и Школа воспитания. Они содержат материалы, которые помогут организовать профилактическую работу на всех уровнях образования в любой образовательной организации. Каждый педагог может найти там для себя полезную информацию и использовать ее в профессиональной деятельности.

Многие кафедры и факультеты института успешно внедряют инновационные технологии в образование. Как у вас обстоят дела с инновациями?

Наш факультет внедряет инновационные подходы к коррекции нарушения развития обучающихся и профилактики их девиантного поведения.

— Расскажите подробнее о работе факультета в области физического воспитания…

Это одно из магистральных направлений работы. В зоне нашего внимания сейчас нейрофизкультура. На курсах рассказываем педагогам о возможностях нейроразвивающего воспитания. Если говорить о сопровождении проектов в области физического воспитания, то институт является региональным оператором таких проектов, как «Самбо в школы Алтайского края», «Бадминтон в школу», «Лапта в школу». Эти и другие виды спорта изучаются в рамках программ внеурочной деятельности как вариативные модули. При реализации проектов тесно сотрудничаем с кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности АИРО.

— Какие достижения факультета вы считаете наиболее значимыми?

— Предметом гордости является реализация проекта МЧС России «Научись спасать жизнь!». Это проект по обучению оказанию первой помощи педагогов и руководителей образовательных организаций. Факультет как раз реализует его совместно с кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности АИРО. Нами создана уникальная система подготовки инструкторов первой помощи из сотрудников сферы образования. В регионе выбраны опорные школы, подготовлен пул муниципальных специалистов — учителей ОБЗР, которые обучают оказывать первую помощь. Ежегодно мы готовим около тысячи инструкторов первой помощи. Не менее важное достижение факультета — выстроенная и работающая система сопровождения воспитательной деятельности классных руководителей.

— Кто стоит за такой большой и успешной работой?

Все эти результаты и мероприятия были бы невозможны без взаимной поддержки, помощи и согласованности действий команды института в целом и факультета в частности. В этой команде заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности АИРО и заведующий лабораторией развития жизненных навыков и инклюзии Василий Лопуга, преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования Юлия Кулигина, специалист по учебно-методической работе Галина Леонтьева и другие коллеги.

— Что бы вы пожелали коллективу института в год юбилея?

Желаю неиссякаемого оптимизма, энергии, целеустремленности и, конечно же, здоровья.

С этим читают