85 лет АИРО: кафедра педагогики профессионального образования

В юбилейный для Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова год продолжаем знакомить вас с деятельностью подразделений.

Кафедру педагогики профессионального образования с 2022 года возглавляет Наталья Платонова. Мы поговорили с ней о проектах и результатах работы.

Наталья Александровна, какое предназначение у кафедры?

— Наша работа заключается в совершенствовании профессионального мастерства, повышении квалификации педагогов и руководителей профессиональных образовательных организаций: колледжей, техникумов, лицеев. Мероприятия, которые мы проводим, направлены на обмен опытом между педагогами и создание профессиональных сообществ. Всего в крае 56 учреждений системы СПО, 39 из них подведомственные нашему учредителю — Министерству образования и науки Алтайского края. Мы сотрудничаем со всеми этими организациями.

— Каким образом?

Работаем в трех направлениях. Первое, учебно-методическое, — это наши курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, семинары, заседания краевых учебно-методических объединений, подготовка методических рекомендаций и учебно-методических пособий, в том числе совместно с педагогами учреждений системы СПО. Следующее направление — научно-методическое — это, к примеру, проведение мероприятий форума «Дни образования и науки на Алтае», публикации в журнале «Учитель Алтая». Кроме того, как эксперты мы работаем в составе аттестационной комиссии, проверяем дела преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, желающих получить первую и высшую категории. Я еще работаю в составе группы, которая аттестует на категорию «педагог-методист». Также выступаем экспертами регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года», Фестиваля инновационных образовательных проектов профессиональных образовательных организаций и других мероприятий.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о фестивале и конкурсе.

Фестиваль инновационных образовательных проектов профессиональных образовательных организаций — наш традиционный проект. На этом мероприятии свой опыт представляют региональные инновационные площадки СПО. Региональный этап Всероссийского конкурса «Мастер года» в этом году состоялся в четвертый раз. Победители региональных этапов соревнуются в мастерстве с коллегами со всей страны на федеральном этапе. Так, в 2021 году преподаватель Алтайской академии гостеприимства Артем Мртеян вошел в 10-ку лауреатов Всероссийского конкурса, а в 2024 году преподаватель Барнаульского государственного педагогического колледжа им. В.К. Штильке Ольга Санкина заняла в нем 13-е место из 89, а также победила в номинации «Призвание». Мы поддерживаем алтайских участников на всех этапах методически, в том числе помогаем в построении конкурсного учебного занятия. Нас радует, что «Мастер года» приобрел такой же масштаб и престиж, которые есть у конкурса «Учитель года Алтая».

— Если говорить об одном из значимых достижений кафедры, что бы вы назвали?

Вместе с коллегой, Ириной Даниловной Агафоновой, мы разработали программу повышения квалификации «Формирование профессиональной направленности обучающихся профессиональных образовательных организаций». Она включена в федеральный реестр программ дополнительного профессионального образования. Это можно считать значительным достижением. Мы успешно реализовали ее уже четыре раза.

— В чем суть этой программы?

Программа включает образовательную стажировку на предприятиях и в организациях. В ней участвуют преподаватели общеобразовательных предметов и мастера производственного обучения, которые готовят будущих специалистов по разным направлениям. Пример: преподаватель математики приходит на завод «Барнаултрансмаш», знакомится там с технологическим процессом и видит, что именно из его предмета важно знать специалисту, который будет здесь работать, на чем нужно сделать акценты в обучении. Педагоги остались полностью удовлетворены курсами. По их словам, им стало понятно, что нужно изменить в содержании своего предмета и заданиях, чтобы формировать профессиональную направленность обучающихся уже с первого курса. Именно в первый год обучения студенты изучают общеобразовательные предметы. На занятиях преподаватель может объяснять им, зачем химия нужна сварщику, а физика повару и кондитеру. После посещения предприятия группа преподавателей и мастеров разрабатывает интегрированное учебное занятие, включающее кейс – реальную производственную ситуацию. К слову, мы объединили проекты таких учебных занятий в сборники, ознакомиться с ними можно на сайте АИРО.

— С кем сотрудничает кафедра?

Ежедневно мы сотрудничаем по различным направлениям с педагогами и руководителями практических всех профессиональных образовательных организаций. Центр опережающей профессиональной подготовки Алтайского края, Алтайский промышленно-экономический колледж, Алтайский архитектурно-строительный колледж, Барнаульский государственный педагогический колледж им. В.К. Штильке, Барнаульский кооперативный техникум, Алтайская академия гостеприимства и Барнаульский лицей железнодорожного транспорта наши важные и наиболее активные партнеры. На их площадках мы проводим курсы повышения квалификации, мероприятия образовательного форума, заседания КУМО и стажировки, а педагогов приглашаем стать спикерами на курсах, различных семинарах и вебинарах. Будем налаживать взаимодействие и с другими образовательными организациями.

На ваш взгляд, какие изменения произошли в системе СПО за последние десятилетия?

— В системе СПО я работаю с 2001 года. С того времени конкурс в профессиональные образовательные организации вырос. Это связано с тем, что улучшилась их материально-техническая база, оборудованы мастерские, стало развиваться чемпионатное движение «Профессионалы», конкурсное движение пришло в учреждения СПО. Молодежь видит, что там можно научиться работать с современным оборудованием и техникой, которые есть на предприятиях, и наладить связь с будущим работодателем. Учиться стало интереснее. Выпускники колледжей востребованы на рынке труда. Реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Государственная политика направлена на то, чтобы сами педагоги развивались в профессиональном плане, и знакомили студентов с особенностями профессии или специальности, начиная с первого курса.

— Каким будет ваше пожелание институту в год его 85-летия?

— Дальнейшего развития и процветания. Желаю всегда оставаться точкой притяжения всего профессионального педагогического сообщества.

С этим читают