85 лет АИРО: лаборатория по сопровождению деятельностных практик

В 2024 году Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова исполнилось 85 лет. По этому случаю рассказываем о деятельности его подразделений.

На наши вопросы ответила заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик Наталья Решетникова.

— Наталья Валерьевна, когда в институте появилась лаборатория?

— С 2010 года в России началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Их методологическая основа системно-деятельностный подход. В скором времени мы поняли, что учителей Алтайского края нужно профессионально поддерживать в реализации деятельностных образовательных практик. Возникла идея создать лабораторию по их сопровождению. Эту идею поддержал Максим Александрович Костенко. И в 2017 году лаборатория открылась. Мне выпала честь ее возглавлять.

— Представьте команду лаборатории в лицах…

Маргарита Алексеевна Гончарова главный генератор идей, которые коллектив подхватывает и продвигает.

С нами работают специалисты деятельностного подхода из Московского городского педагогического университета: Владимир Александрович Львовский — тренер-технолог, специалист деятельностной педагогики, и научный сотрудник Елена Григорьевна Ушакова, а также сотрудники Психологического института Российской академии образования Галина Анатольевна Цукерман, Елена Васильевна Чудинова. Сейчас они наши супервизоры, консультируют нас, а раньше некоторые из них были в штате нашего института. На первых этапах работы лаборатории их поддержка была очень важна. По возможности члены лаборатории ездили на стажировки, посещали различные мастер-классы, тренинги, два раза в год обучались на курсах повышения квалификации по деятельностному подходу в Москве.

Методист АИРО Александр Семенович Рыбальченко помогает нам создавать различные методические видеоматериалы, учебные фильмы по направлению реализации деятельностных практик. Мы используем их на курсах повышения квалификации, при проведении методических мероприятий, событий по профилю деятельности лаборатории. Наши стабильные внештатные сотрудники — учителя: Ольга Юрьевна Фефелова из школы № 12 Новоалтайска — первая скрипка в деле проектирования плана проведения образовательных событий по функциональной грамотности, Елена Николаевна Даниленко из Хабарской школы № 2 Хабарского района помогает с региональным конкурсом «Я реализую ФГОС», а еще она тренер-технолог деятельностных образовательных практик. Все мы единомышленники и погружены в деятельностный подход.

— А для чего он нужен? Все педагоги должны внедрять его в образовательный процесс?

В стандарте прописано, что обучение должно происходить в условиях деятельностного подхода. Эта форма работы позволяет развивать теоретическое мышление школьников, погружать их в учебный материал. Если ученик выучил правило и может его применить для выполнения задания, значит он действительно знает это правило, понял его, а не просто зазубрил. Реализовывать деятельностный подход не так просто, особенно учителю традиционной школы. В деятельностном обучении ничего не дается в готовом виде, учитель не задает наводящие вопросы и тому подобное. Педагогу нужно себя перестраивать, подбирать специальное учебное содержание, искать приемы работы, которые бы помогали в развитии у школьников умений учиться. Зато, как говорит Владимир Александрович Львовский, у педагогов, реализующих деятельностный подход, нет проблемы профессионального выгорания, потому что их уроки строятся не линейно, учитель до конца не знает, как именно пойдет работа на уроке, какие вопросы дети будут задавать, какие варианты ответов предлагать. Находясь в таком состоянии, просто невозможно выгореть, дети не дадут.

Приведите, пожалуйста, пример деятельностной практики в работе учителя.

В 2018 году на кафедре АИРО работал учитель информатики гимназии № 74 Барнаула, а ныне директор гимназии № 42 Иван Гребенкин. Он победил в конкурсе «Учитель года Алтая – 2018» и в том же году представлял Алтайский край на всероссийском уровне. Там он как раз проводил урок, используя приемы деятельностного обучения. Как учитель он занял позицию провокатора: ученик отвечает правильно, но учитель задает ему провокационные вопросы, ученик задумывается. Очень интересный получился урок! Знающие и подготовленные дети начали сомневаться, смотреть на задание по-другому, глубже вникать в содержание задания. Жюри отметило, что урок был неординарным, абсолютно непохожим на другие. Деятельностный подход прежде всего связан с содержанием.

— Какие задачи стоят перед лабораторией?

Повышение компетенций учителей, педагогов в области реализации деятельностных практик и инновационной деятельности в школе. Оказываем им научно-методическую, тьюторскую, информационную поддержку. Проводим разные методические мероприятия. Занимаемся подготовкой и поддержкой тренеров-технологов, чтобы они помогали своим коллегам в школах разбираться и проектировать уроки, занятия, образовательные события деятельностного формата. Расширение межрегионального сотрудничества — тоже наша задача. Сложилась российская сеть тренеров–технологов, мы сотрудничаем. Например, в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае – 2024» выступала коллега из Республики Алтай Юлия Юрьевна Мингалева. Команда Алтайского края тоже по возможности участвует во всероссийских конференциях, международных съездах тренеров-технологов. Свое предназначение видим в том, чтобы помогать педагогам в реализации деятельностного подхода и инноваций в школе.

— Самые значимые проекты лаборатории — это…?

Конкурс методических разработок педагогов «Я реализую ФГОС», который проводим с 2019 года. В первый год в нем участвовал 21 человек. В 2020-ый год, пандемийный, поступило 213 работ. В прошлом году на конкурс подано их рекордное число — 305. Он позволяет обобщить и распространить наиболее успешный опыт реализации деятельностных практик. Мы заметили, что педагоги, которые участвуют в конкурсе каждый год, совершенствуют свои компетенции.

Другой наш проект — образовательные события по функциональной грамотности для детей, а учителя привлекаются в качестве экспертов и наблюдателей. Два года назад мы провели Фестиваль образовательных событий, потом марафон. В прошлом году наш проект получил президентский грант на реализацию уже Марафона образовательных событий (очных и дистанционных). В нем участвовало более 60 команд. В общей сложности было задействовано 52 учителя, 18 экспертов, 28 учеников-волонтеров. В марафоне участвовали команды и из других регионов: Кемеровской области, республик Алтай и Тыва, Ханты-Мансийского автономного округа. Содержание задач было связано с функциональной грамотностью: читательской, финансовой, математической и другими. Марафон интересен и полезен как детям, так и учителям. Последние увидели, что без оценок и отметок дети ведут себя на марафоне по-другому, не так как на уроке: более открытые, свободные в суждениях. А ученики на марафоне убедились, что чем слаженнее коммуникация в команде, тем лучше у нее результаты.

Что бы вы отнесли к достижениям лаборатории?

Лаборатория проводила тренинги для участников конкурса «Учитель года Алтая» — учителей разных предметов. В этом году мы загрузили в федеральный реестр программу, и она успешно прошла экспертизу. Ежегодно на протяжении 7 лет включаемся в работу съезда тренеров-технологов. Кстати, в 2019 году съезд проходил в Алтайском крае, в Белокурихе, и наш институт организационно курировал его проведение. На съездах мы представляем свой опыт, общаемся с коллегами, обсуждаем проблемные вопросы, планируем совместную деятельность и другое. После съездов организаторы издают Сборник тренера-технолога, в разные годы у нас там опубликовано шесть статей. Кроме этого, совместно с нашими супервизорами, тренерами-технологами, педагогами издали шесть учебно-методических пособий, посвященных деятельностным практикам, развитию метапредметных результатов, оценке формирования предметных результатов. В 2021 и 2023 годах в свет вышло два тематических региональных журнала «Учитель Алтая». На страницах номеров мы обобщили опыт по сопровождению деятельностных практик и сами практики. Ими поделились и те, с кем мы сотрудничаем: тренеры-технологи, супервизоры – московские коллеги, коллеги из других российских регионов.

— Каким будет ваше пожелание коллективу института?

Желаю оптимизма, настроя на научный и творческий поиск, реализации планов, а также сохранить профессиональный запал. И здоровья — это самое главное.

С этим читают