В газете «Алтайская правда» от 20 марта 2025 года №51 (31410) опубликована новость о том, как проходили заключительные испытания краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2025».
С материалом можно ознакомиться ниже.
С детьми – по душам
На краевом конкурсе «Учитель года Алтая – 2025» начинаются финальные испытания.
Из девяти финалистов жюри сегодня выберет тройку лауреатов, а победителя конкурса объявят уже завтра на торжестве в концертном зале «Сибирь».
В этом году главное профессиональное педагогическое состязание в регионе проходит по обновленным правилам. Но кое-что остается неизменным: 24 педагога-стажиста, победивших на муниципальных этапах конкурса, должны справиться с волнением и показать свое мастерство в ведении уроков и воспитательных занятий с совершенно незнакомыми классами и под оценивающими взглядами жюри. Занятия вновь проходили в барнаульской гимназии № 42, а корреспонденты «АП» посетили самое первое конкурсное испытание – «Разговор со школьниками».
Безупречный ориентир
«Из чего складывается репутация?» – такова была тема разговора, выпавшая по жребию Кристине Лейс, учительнице математики Зеленодубравинской школы Рубцовского района. Кроме того, в своей 20-минутной беседе с семиклассниками она должна была попутно раскрыть идею высоких нравственных идеалов.
Как пример, понятный нынешним подросткам, она взяла главного героя мультфильма «Кунг-фу Панда», поговорила об интернет-гигиене в соцсетях (тема, актуальная для всех возрастов!), а в конце спросила, кого ее визави считают людьми с безупречной репутацией. Школьники с сомнением заметили, что таких, наверное, не бывает, но Кристина Васильевна не согласилась и назвала своего кумира – ведущего программы «В мире животных», ученого и последовательного вегетарианца, а еще официальное лицо бренда Gucci в России Николая Дроздова, прожившего всю жизнь в браке с одной женщиной! Против такого возразить было нечего. Занятием молодая учительница осталась в целом довольна – ей было важно, чтобы ребята раскрылись и говорили на довольно личные темы с человеком, которого видели впервые в жизни.
Корреспондентам «АП» Кристина рассказала, что в ее Зеленодубравинской школе учится всего 153 ребенка. Сама она родом из Рубцовского района, но всю сознательную жизнь прожила в Новосибирске.
– У меня была международная стажировка, обучение в Китае по обмену. А потом начался коронавирус, и я поехала на это время к бабушке с дедушкой в село – в тот момент казалось, что в таких местах тихо и не так страшно, – призналась учительница. – И как-то меня затянуло, я осталась. Чувствую себя нужной там и по-своему счастлива.
– А как же карьера?
– Я стараюсь расти благодаря таким конкурсам (улыбается). Согласитесь, грустно наблюдать за тем, как место, в котором ты рос, приходит в упадок просто потому, что там некому учить детей. Мне бы не хотелось, чтобы с моей малой родиной это произошло.
Беседы и сюрпризы
Учитель информатики из школы ЗАТО Сибирский Андрей Веснин свое занятие на тему исторической памяти провел вокруг концепции родового древа. Причем его древо оказалось объемным картонным макетом с сюрпризом: в конце урока, осмыслив с семиклассниками разные аспекты, педагог накрыл голый ствол шапочкой светящейся кроны.
– Я вам так скажу: у нас была целая команда, которая помогала мне готовиться к занятию, и мы распределили обязанности. А то, как выглядит дерево, – результат мозгового штурма, – сообщил Андрей Дмитриевич.
Вокруг истории и семейных ценностей была построена и беседа Вячеслава Пермякова из барнаульской школы № 78 (он, к слову, сам преподает историю и обществознание). А начал он с портретов, которые современным семиклассникам оказались не очень знакомы: поэта Сергея Михалкова (тут все припомнили российский гимн), его сына, артиста и режиссера Никиты Михалкова (кое-кто все же знал, что он связан с кино) и внучки, актрисы Анны Михалковой. В ней подростки опознали ведущую «Спокойной ночи, малыши». Тема «Мои университеты: в чем я хочу быть похожим на своих родителей» позволила Вячеславу Ивановичу рассказать о его собственном отце – простом рабочем, неожиданным образом повлиявшем на его профессиональный выбор.
«Мне повезло с классом»
А с воспитательного занятия Ксении Урайчик из Бочкарёвской школы Целинного района не только дети, но и члены жюри вышли с просветленными лицами. Ей выпало говорить о великих творениях, а она решила сосредоточиться на том, как отразилась в искусстве Великая Отечественная война, предложив 11-классникам поразмышлять над советской живописью и поэзией той поры.
– Я постаралась задеть их за живое собственным примером, своей историей, – рассказала после занятия учительница. – Не все, что было запланировано, получилось, но лучше пусть дети говорят на занятии, чем я!
На самом деле, Ксения опытная участница конкурсов: в 2020-м она победила на региональном «Педагогическом дебюте», а затем стала лауреатом всероссийского этапа и вошла в тысячу лучших учителей страны. Сравнивая два конкурса, она говорит:
– «Учитель года», конечно, намного глубже. В «Педагогическом дебюте», например, не было «Разговора о важном», этой воспитательной составляющей. Ну и дети другие, поэтому результат тоже совершенно иной. Их высокий уровень сегодня был очевиден, мне повезло с классом.
На вопрос, не пытались ли переманить в город молодую учительницу с такими заметными достижениями, Ксения улыбается:
– Бочкари меня хорошо держат! Там моя семья, муж. У нас хорошая школа, молодой директор, который поощряет наши профессиональные устремления. Поэтому возможность переезда я даже не рассматриваю.
Командная работа
– Сегодня конкурсанты впервые познакомились с учениками, у которых им завтра предстоит вести урок, – говорит член номинационного жюри конкурса и директор барнаульской школы № 125 Алексей Лисин. – Так что первое, с чем нужно было справиться, – волнение, и мы отмечаем, что это им удается буквально за секунды. А мы в жюри смотрим на методическую грамотность, коммуникативную культуру, умение раскрыть темы, которые были выданы участникам заблаговременно.
Алексей Анатольевич вспоминает, что в 2013 году, когда он сам участвовал в этом конкурсе, свои темы учителя узнавали буквально за 30 минут до входа в класс. Теперь подход изменился, над каждым занятием работает целая команда из учителей и методистов. Но в классе конкурсанты все равно оказываются одни, и то, как им удается преподнести материал, разговорить детей и вывести на эмоцию, для членов жюри не менее важно.