1 ноября в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае – 2024» на базе Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова в дистанционном и очном формате состоялась дискуссионная площадка «Деятельностные образовательные практики: современный урок – это искусство или технология?».
На площадке выступили семь педагогов, реализующие активно-деятельностные образовательные практики, а зарегистрировалось около 590 человек.
Программа мероприятия началась с выступления Натальи Решетниковой, заведующего лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО. Наталья Валерьевна отметила, что на протяжении нескольких поколений образовательных стандартов деятельностный подход остается его методологической основой. Она кратко раскрыла основные научные тезисы выступления Алексея Воронцова, кандидата педагогических наук, доцента Дирекции образовательных программ Московского Городского педагогического университета, научного руководителя Открытого института «Развивающее образование», которые он представил в рамках практического семинара 17-18 августа 2024 года, посвященного вопросам качественной и эффективной реализации образовательного процесса в школе. Тезисы отражают важные для деятельностного обучения позиции, например: ключ к развитию школьника – это содержание обучения (В.В. Давыдов); не всякая активность ребенка является деятельностью; формирующее оценивание – важное средство для учителя в развитии самоконтроля и самооценки учащихся.
Юлия Мингалева, заведующий кафедрой естественнонаучного образования и цифровизации Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, поделилась со слушателями опытом реализации и освоения педагогами деятельностных практик в своем регионе. Она рассказала коллегам об особенностях вариативной технологической карты урока, позволяющей осуществлять деятельностный подход в обучении.
Юлия Юрьевна представила линейную технологическую карту урока и авторскую вариативную технологическую карту урока по одной и той же геометрической теме для учеников 8 класса и провела их сравнительный анализ с точки зрения деятельностного подхода. Педагог обобщила результаты анализа и сформулировала вывод о том, что линейная технологическая карта не позволяет учителю предвидеть всевозможные варианты ответов учащихся, с которыми можно было бы в дальнейшем работать на уроке, стимулируя у школьников инициативность и самостоятельность. Она заключила, что вариант разветвлённой карты урока является подходящей формой проектирования вариативности развития учебных ситуаций на уроке, которые характерны для деятельностного обучения.
Татьяна Коломникова, учитель начальных классов Барнаульской школы №102, презентовала результаты своей методической работы по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики». Результатами этой работы стало создание учебного издания «Математика. Тетрадь учебных достижений» для учащихся начальной школы. Педагог подробно рассказала про содержание, функционал книг, которые должны стать помощниками в учебном процессе для учителей и учеников.
Елена Даниленко, доцент лаборатории по сопровождению деятельностных практик АИРО, учитель математики Хабарской школы №2 Хабарского района, тренер-технолог деятельностных практик, поделилась результатами и перспективами регионального конкурса «Я реализую ФГОС». Она раскрыла особенности конкурса, его цели и задачи. Подробно Елена Николаевна остановилась на номинациях регионального конкурса и порядке его проведения. Особое внимание было уделено требованиям к конкурсным материалам. Далее Елена Николаевна презентовала подробный анализ статистических данных конкурса, географию участников и динамику качества разработок педагогов. В завершении выступления были выделены плюсы и минусы, выявленные при проведении конкурса, а также представлен анонс на 2025 год.
Тему «Образовательные события – пространство учебного взаимодействия» с участниками дискуссионной площадки обсудила Ольга Фефелова, специалист по учебно-методической работе лаборатории по сопровождению деятельностных практик АИРО, учитель школы №12 Новоалтайска. Она рассказала про образовательные события для школьников, проводимые в Алтайском крае, а также раскрыла специфику их подготовки и реализации. Как отметила Ольга Юрьевна, образовательные события обеспечивают особую организацию школьного образования, при котором учебное содержание не преподносится ученикам в готовом виде, а стимулирует их к поиску, выдвижению и обоснованию своих версий, планированию и моделированию собственных шагов. В таких условиях дети приобретают готовность учиться, не боятся новых задач, встречающихся не только на учебных предметах, но и в различных жизненных ситуациях.
Также спикер рассказала про фестиваль и марафон образовательных событий по функциональной грамотности «Мы вместе!», организованные лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО. Эти события позволили диагностировать у ребят умения применять различные методы решения задач, встречающихся в повседневной жизни, оценить метапредметные эффекты участников, а в дистанционных образовательных событиях оценить ещё и цифровые компетенции.
Опытом и своими наработками по итогам участия в летней педагогической школе по функциональной грамотности «Учим для жизни», которая состоялась с 17 по 18 августа 2024 года, поделилась Вера Штромбергер, учитель математики Прутской школы Павловского района. Она обсудила с участниками работу команд образовательных округов и защиту их проектов «Региональная неделя функциональной грамотности — 2024». Особенно полезными для педагога оказались педагогическая мастерская «Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности: проблемы формирования и пути решения», а также погружение «Математическая грамотность как ориентир современного образования». Спикер поделилась информационными ресурсами и материалами функциональной грамотности, которые будут полезны учителям-предметникам.
Как отметила спикер, читательскую грамотность должен развивать каждый педагог через свой учебный предмет. Вера Штромберг рассказала участникам как повышать читательскую грамотность учеников и поделилась собственным опытом организации мероприятий по повышению функциональной грамотности.
Также выступающая рассказала про пособия по образовательным событиям и представила результаты работы летней школы. Ими стали создание регионального методического актива и окружных проектных команд, вместе с которыми они будут осуществлять проекты на региональной неделе функциональной грамотности в декабре 2024 года.
Актуальный вопрос затронула Юлия Кардакова, учитель математики Сорочелоговской школы Первомайского района, тьютор Мобильной сети учителей математики Алтайского края, обсуждая тему, посвященную нейросетям — «Использование искусственного интеллекта в работе учителя математики». Она рассказала о том, что такое нейросеть, ее видах, функционале и особенностях применения в области образования. Юлия Ивановна провела тренинг, в рамках которого предложила педагогам протестировать нейросеть «ChatGPT». Также педагог дала рекомендации, как работать с нейросетями, обратив внимание на преимущества и недостатки использования нейросетей в образовательном процессе.
Завершая мероприятие, Наталья Решетникова поблагодарила всех за участие и вручила выступающим сертификаты и памятные подарки.