С 31 октября по 3 ноября в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае-2023» проходила научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ «Формирование единого содержания общего образования в условиях реализации обновленных ФГОС». Во второй день, 1 ноября, состоялись заседания секций семи отделений краевых учебно-методических объединений (КУМО).
В барнаульской гимназии № 42 прошло заседание секции информатики, на котором обсуждали вопросы, связанные с анализом результатов оценочных процедур, повышением качества образования, формированием функциональной грамотности и другие. Педагогам края была предоставлена возможность познакомиться с лучшим опытом коллег.
Работу секции модерировал руководитель отделения по информатике и ИКТ, учитель информатики барнаульской гимназии № 42 Алексей Зубов.
На заседании выступили председатель краевой предметной комиссии ЕГЭ по информатике и ИКТ, заведующий кафедрой теоретических основ информатики АлтГПУ Марина Афонина, учитель информатики барнаульской гимназии № 42, преподаватель Яндекс Лицея Евгения Лашко, методист, преподаватель «IT-куб» Ольга Карзакова, учитель информатики барнаульского лицея № 101 Елена Бартенева, учитель информатики барнаульской школы № 120 Михаил Иванцов, заместитель руководителя отделения по информатике и ИКТ краевого УМО, учитель информатики барнаульской гимназии № 74 Ирина Степкина.
Секция отделения по социальной педагогике прошла в Алтайском краевом центре ППМС-помощи. В работе участвовали 26 социальных педагогов из 15 муниципалитетов края. На заседании рассмотрели актуальные проблемы современного образования: безопасность образовательного пространства и разработку профилактических программ.
Заседание проходило в интерактивном формате. Оно началось с дискуссии на тему «Школа – территория безопасности». Участники размышляли, как превратить школу в территорию безопасности. Работу микрогрупп возглавили социальные педагоги: Ирина Коротина, (гимназия № 40 Барнаула), Анастасия Рязанова (Первомайская школа Павловского района), Ольга Дегтярева (Зудиловская школа Первомайского района), Надежда Добровольская (Усть-Калманская школа), а также специалист комитета по образованию администрации Поспелихинского района Ольга Тарасова.
Практическими примерами работы с обучающимися и их родителями поделились социальные педагоги Тамара Головко (школа № 41 Бийска), Ирина Сабаева (лицей № 2 Камня-на-Оби) и Ольга Шилова (гимназия № 2 Барнаула).
Педагоги обсудили причины, мешающие образовательным организациям в полной мере обеспечить не только физическую, но психологическую безопасность участников образовательных отношений, а также предложили различные решения.
Далее состоялся практикум по разработке профилактических программ. Руководитель отделения по социальной педагогике, заведующий отделом психолого-педагогической помощи и реализации дополнительных образовательных программ Алтайского краевого центра ППМС-помощи Елена Мазурова рассказала об итогах прошедшего в мае 2023 года краевого конкурса профилактических программ, акцентировав внимание на основных ошибках конкурсантов. В ходе практикума социальные педагоги анализировали предложенные им профилактические программы и предлагали варианты их корректировки.
По словам педагогов, полученный опыт позволит им не только скорректировать профилактические программы, но и с учетом современных требований разработать новые программы.
Секция отделения по физике стала дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с актуальными направлениями в сфере преподавания курса физики. В заседании участвовали руководители и члены краевого и муниципальных методических объединений по физике, эксперты в области образования, преподаватели ведущих вузов региона, председатель и члены предметной комиссии ГИА по физике, методисты, педагоги.
Руководитель отделения по физике, учитель физики барнаульского лицея № 124 Валентина Рыбицкая рассказала о приоритетных направлениях работы отделения в 2023-2024 учебном году.
Доцент кафедры общей и экспериментальной физики Алтайского государственного университета, председатель предметной комиссии по физике в Алтайском крае Елена Шимко ознакомила с результатами ЕГЭ по физике в 2022 – 2023 учебном году, обсудила основные затруднения, возникающие при выполнении выпускниками заданий ЕГЭ.
О результатах ОГЭ по физике в 2022 – 2023 учебном году проинформировал доцент кафедры общей и экспериментальной физики Алтайского государственного университета, заместитель председателя краевой предметной комиссии государственной итоговой аттестации по физике Равиль Утемесов.
Учитель физики барнаульской школы № 118 Ольга Шелепова выступила на тему «Индивидуальный проект, как часть реализации ФГОС СОО». О клиповом мышлении на уроках физики рассказала учитель физики барнаульской школы № 13 Дарья Антимонова.
Участники заседания отметили, что такие встречи способствуют внедрению инновационного опыта в учебный процесс.
В работе заседания секции отделения по искусству участвовали 14 учителей музыки и изобразительного искусства школ Алтайского края.
Руководитель отделения по искусству, учитель изобразительного искусства барнаульской школы № 31 Ольга Наумова рассказала о деятельности отделения в 2023-2024 учебном году. Она напомнила, что на методическом портале КУМО размещена страница отделения по искусству.
Учитель музыки школы № 1 города Новоалтайска Татьяна Белина посвятила свой доклад формам и видам наставничества.
На тему «Организация воспитательной работы на уроках искусства» выступила учитель музыки барнаульской гимназии № 85 Галина Ковалева.
Учитель изобразительного искусства барнаульской школы № 137, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и молодёжи Наталья Сатлайкина дала мастер-класс на тему «Формулирование учебных задач при проектировании уроков искусства с элементами регионального компонента».
Мастер-класс «Современные требования к уроку искусства в условиях реализации обновленных ФГОС» провела доцент кафедры гуманитарного образования Алтайского института развития образования Марина Шалабод. Она также сделала обзор методических ресурсов в помощь учителю музыки и изобразительного искусства.
Участие в заседании секции по учебной работе приняли более 30 заместителей директоров школ края по учебной работе. Они обсудили актуальные вопросы реализации обновленных ФГОС.
Наталья Степанова и Ольга Орлова из школы № 12 города Новоалтайска поделились опытом трансформации методической работы в школе. Как осуществлять обучение детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 8 города Новоалтайска Ольга Феклистова. О проектной деятельности как способе формирования функциональной грамотности учащихся рассказала управленческая команда Айской школы Алтайского района (Светлана Ольгезер, Дарья Овечкина).
Татьяна Пивнева, руководитель отделения по учебной работе КУМО:
— Сегодня состоялся конструктивный диалог профессионалов. Конечно, не на все вопросы есть ответы, но лишь в совместном поиске способов решения профессиональных задач мы сможем их найти. Отдельным направлением работы, которое требует детальной проработки совместно с контролирующими органами, является реализация адаптированных программ. Есть предложение провести такой семинар на весенних каникулах.
Опыт успешных образовательных практик в условиях реализации федеральных образовательных программ дошкольного образования (ФОП ДО) рассмотрели на заседании секции по дошкольному образованию. Участие в ней приняли 36 педагогов из Барнаула, Бийска, Белокурихи, Рубцовска и других муниципалитетов Алтайского края.
С приветственным словом к участникам обратилась главный специалист отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края Ольга Цирн. Она отметила особо значимые профессиональные направления деятельности: информационная, экспертно-аналитическая, консультативно-методическое сопровождение педагогов, консалтинговые мероприятия в работе профессионально-методических объединений, сопровождение конкурсного движения. По ее словам, участие в них актуально и приоритетно для педагогического сообщества региона.
Руководитель отделения по дошкольному образованию, старший преподаватель кафедры менеджмента в образовании АИРО, заведующий детским садом № 56 города Барнаула Людмила Гордеева обозначила основные задачи деятельности отделения, анонсировала предстоящие мероприятия отделения по дошкольному образованию.
Участники представили собственные педагогические находки и идеи, которые можно использовать в образовательном процессе.
Педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию ООО «Просвещение-Союз» Татьяна Горбунова (г. Москва) познакомила с организационно-методическими решениями, обеспечивающими эффективность процесса внедрения ФОП ДО, представила перечень основных новинок учебно-методического комплекса, подготовленных в помощь педагогам при реализации ФОП ДО.
Опыт работы по теме «Педагогическая навигация процесса успешной адаптации ребёнка раннего дошкольного возраста в новой социальной ситуации» представила заведующий Центра развития ребенка – детского сада № 132 Барнаула Ольга Прокушина.
Воспитатель Веселоярского детского сада «Сказка» Рубцовского района Марина Мартыненко назвала особенности организации образования детей, имеющих ОВЗ, а также поделилась методическими пособиями и картотекой дидактических средств по коррекции интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ через развитие межполушарного взаимодействия.
Опыт работы учреждения по направлению «Разностороннее личностное развитие дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» презентовала воспитатель Центра развития ребенка — детского сада № 167 Барнаула Мария Колышкина.
Тема патриотического воспитания была представлена в выступлениях педагога дополнительного образования школы № 17 Бийска Натальи Горбуновой и воспитателя Центра развития ребенка — детского сада «Рябинка» Белокурихи Елены Истоминой.
По мнению участников семинара, выступающие поделились актуальной информацией из опыта работы, представили интересные проекты.
В Алтайском краевом центре ППМС-помощи состоялось заседание секции отделения по логопедии и дефектологии. В нем участвовали 30 человек.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии АлтГПУ, доцент, руководитель отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО Марина Сурнина. Она представила организационно-методические аспекты деятельности методического отделения по логопедии и дефектологии в 2023-2024 учебном году.
Учитель-логопед Алтайского краевого центра ППМС-помощи, заместитель руководителя отделения КУМО логопедов и дефектологов Юлия Цевелева раскрыла опыт работы с технологической картой как современным инструментом проектирования логопедического занятия для ребенка с дислексией.
Заместитель директора, учитель-логопед барнаульской школы № 89 Ия Баева представила разработанные в образовательной организации рабочие программы учителя-логопеда.
Опыт использования современных технологий в работе с обучающимися младшего школьного возраста продемонстрировала учитель-логопед барнаульской школы № 51 Алла Рудакова. Участники узнали о биоэнергетике, литотерапии, кинезиологии, массаже с использованием «Су-Джок», игровых технологиях.
В рамках мастер-класса «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» опытом поделились логопеды барнаульского детского сада № 234 Светлана Алешкевич и Елена Сундеева.
Итогом заседания стал план работы на предстоящий 2023-2024 учебный год.