До начала самого главного конкурса профессионального мастерства «Учитель Года России-2024» осталось меньше месяца. К участию в нем активно готовится «Учитель года Алтая» Грануш Степанян. Пять лет она преподает английский язык в школе № 2 Смоленского района. С Грануш Вардановной мы встретились после августовского педагогического совета, где она выступала перед коллегами и была ведущей. Поговорили о том, почему она выбрала педагогику, как готовится к конкурсу, за что любит Алтай и многом другом.
— Do you speak English? (вопрос — шутка).
—Yes, I do. I speak English very well (смеется).
— Где вы учили язык?
— Английским я начала заниматься в 5 классе. Влюбилась в предмет, стала им интересоваться. Тогда не было интернета, а книги на английском языке были настоящей ценностью. С большим удовольствием читала всё, что удавалось найти. Посещала языковую школу. На филологическом факультете Алтайского госуниверситета продолжила изучать язык. По сей день нахожусь в процессе непрерывного обучения. Опыт показывает, что язык меняется, это живая система, поэтому каждый день необходимо узнавать что-то новое и работать над улучшением своего уровня владения языком.
— Как его совершенствуете?
— Читаю аутентичную литературу и смотрю фильмы на английском языке. Принимаю участие в разговорных клубах, где из позиции учителя перехожу в позицию ученика — это выход из зоны комфорта, но такой способ помогает мне держать английский в тонусе. Мое новое увлечение — анализировать переводы русской литературы на английский. Интересно наблюдать, как переводчики передают стилистические и эмоциональные нюансы оригинальных произведений.
— Приходится бороться со стереотипом «Зачем Ване английский в сибирской деревне»?
— В процессе изучения английского языка ученики начинают понимать необходимость его освоения. Немало моих выпускников осознанно поступили на факультет иностранных языков, а один из них уже даже получил диплом лингвистического института.
— Знание языка открывает так называемое «окно возможностей». Почему из множества вариантов вы выбрали профессию учителя?
— Это зов сердца. Мой прадед работал директором школы. У нас в роду много учителей-словесников. Дедушка был актером театра. Видимо, во мне случился симбиоз творчества и любви к познанию. Не вижу другой профессии, где бы это можно было реализовать. Я – человек-эмоция. А те эмоции, которые мы испытываем в школе, невозможно получить где-то еще. Помню свой первый урок с шестиклассниками, и помню свои эмоции после него, — это ощущение какого-то безусловного счастья. В тот момент я поняла, что на своем месте. И у меня никогда не возникало желания уйти из школы.
— Недавно СМИ писали про учителя физики из Якутска. Перед ЕГЭ он пообещал, что покрасит волосы в яркий цвет, если кто-то из учеников сдаст экзамен на 100 баллов. Удивительно, но это сработало. Как вы оцениваете способ его мотивации?
— Очень поддерживаю такие экстраординарные инициативы коллег. Мотивация является ключевым компонентом обучения. Приходится находить разные мотивационные установки для наших учеников. Если в начальной школе хорошо работают приемы поощрения, то в старших классах, я убеждена, только личный пример может разжечь в ученике мотивацию и стремление становиться лучше, и, рискну сказать, быть похожим на своего учителя. Педагог должен гореть тем, что делает, тогда ученики просто не смогут устоять перед его энергетикой.
— На одном из конкурсных испытаний — мастер-классе — вы говорили об искусственном интеллекте. Используете его в образовательном процессе?
— Нейросеть в руках учителя — эффективный инструмент. Узнала о ней от своих учеников. Стала изучать, экспериментировать. Сейчас у меня в запасе много практик и приемов. Например, нейросеть создает задания, ответы на которые невозможно списать в интернете. Ученики, которые хотят вступить в иноязычную коммуникацию, но у них есть языковой барьер, тренируют разговорный английский с помощью чат-ботов, имитирующих собеседников.
— Кто ваш главный наставник?
— Если говорить в глобальном смысле, конечно, это родители. Мы очень много общаемся. Папа говорит мне много мудрых наставлений. Если будет нужен совет, в первую очередь спрошу у них. Папа – механик, мама по образованию бухгалтер, но всю жизнь занималась семьей. В моем воспитании они делали акцент на гуманности. Заложили в меня доброту и любовь к людям – это как заводские настройки (улыбается).
— Назовите пять ваших жизненных ориентиров?
— Семья, доброта, честность, искренность и любовь в общем смысле — любовь к людям, любовь к тому, что ты делаешь, любовь к миру, к жизни, к профессии, которую выбрал. Эти ценности для меня на одной ступени. Если бы каждый человек их транслировал — мир был бы прекраснее.
— Для всероссийского этапа конкурса «Учитель года» вы подготовили видеовизитку. Из нее видно, что вы разносторонний человек: играете на рояле, поете. Какие еще у вас интересы?
— Я закончила музыкальную школу, исполняю джазовые и современные песни, в том числе на английском. Эти навыки помогают мне раскрывать творческий потенциал учеников. Очень люблю готовить, мама прививала любовь к этому. С недавнего времени занимаюсь боксом, хотя всю жизнь считала себя неспортивным человеком.
— Как готовитесь к предстоящему конкурсу?
— Летом была в тренинг-лагере в Краснодарском крае, прохожу курс по ораторскому мастерству. Вся моя жизнь сейчас фокусируется на конкурсе. Я засыпаю и просыпаюсь с мыслями о нем. Мне очень хочется достойно представить Алтайский край.
— А что для вас значит Алтай?
— Мне было два года, когда наша семья из Армении переехала на Алтай, в Смоленский район. Я росла в этой культуре, впитывала ее. При этом я также знаю армянский язык и традиции предков. Несколько лет я жила в Екатеринбурге, но вернулась на Алтай. Только здесь чувствую себя дома, здесь мои родители, здесь прошло мое детство, у нас богатая природа и люди открытые, добрые, — это тоже очень важно.
Текст: Светлана Химочка. Фотографии: Данил Цвиль, Елена Таратун, Анна Карпова, Михаил Крейк.