В структуре факультета два подразделения: кафедра социализации и развития личности и лаборатория развития жизненных навыков и инклюзии.
Ведущим направлением деятельности кафедры является организация и проведения курсов повышения квалификации по направлениям:
- «Проектирование и реализация рабочих программ воспитания и Календарного плана воспитательной работы»
- «Современные воспитательные технологии»
- «Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя ОБЖ»
- «Реализация требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя физкультуры»
- Проектирование программ летнего оздоровительного отдыха детей
- «Проектирование дополнительных общеобразовательных программ»
- «Проектирование адаптированной дополнительной общеразвивающей программы»
- «Способы выявления, реагирования и профилактики девиантного поведения обучающихся и воспитанников»
- Методы и средства обучения оказанию первой помощи и психологической поддержки (подготовка инструкторов, преподавателей первой помощи)
- «Методика обучения частным техническим действиям самбо»
- «Частные методы логопедии»
- «Обеспечение доступности логопедического сопровождения детей с нарушениями речи на основе применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Сотрудниками факультета осуществляется научно-методическое сопровождение реализации программ воспитания пилотных школ, реализующих Федеральную программу: разработка и консультативная помощь в использовании онлайн-конструктора рабочих программ воспитания, разработка методических рекомендаций по оценке эффективности реализации рабочих программ воспитания.
Одним из ведущим направлений деятельности на факультете является информационно-методическое сопровождение региональных проектов и программ воспитания и социализации:
- Школа воспитания
- Школа безопасности
- Банк профилактических программ
- Родительская академия
- Ресурсный центр по безопасной и здоровой образовательной среде
- Региональный информационно-методический центр сопровождения инклюзивного образования
Сотрудники факультета занимаются реализацией Всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!», в рамках которого на курсах повышения квалификации подготовлено более 2000 педагогов, владеющих навыками оказания первой помощи, а также создана мобильная цифровая лаборатория по обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки.
На факультете реализуется Всероссийский проект «Самбо в школу», рамках которого проводится Фестиваль самбо, Конкурс знатоков самбо, Творческий конкурс спортивных клубов самбо. Сотрудники факультета осуществляют сопровождение региональных площадок по апробации программы введения самбо в школу, проводят методические семинары для учителей физкультуры.
Сотрудники факультета осуществляют научно-методическое сопровождение реализации плана развития инновационной деятельности по направлениям:
- Обучение, воспитание и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
- Ранняя профориентация как фактор успешной социализации школьников
- Создание современных условий для воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций
- Модернизация содержания и технологий развития внеурочной и внеклассной деятельности, интеграция дополнительного и общего образования
- Обновление содержания практик воспитания и самореализации практик воспитания и самореализации личности обучающихся
- Современные подходы к осуществлению программ профориентации в ОО, их синхронизация с предпрофильными и профильными программами обучения.
Научно-методическое сопровождение работы краевого учебно-методического объединения в системе общего образования Алтайского края:
Отделение по классному руководству
Отделение по социальной педагогике
Отделение по психологии
Отделение по логопедии и дефектологии
Отделение по физической культуре
Отделение по Основам безопасности жизнедеятельности
Отделение дополнительного образования.
Проведение экспертизы аттестационных материалов следующих категорий педагогических работников:
- учитель физической культуры,
- учитель ОБЖ,
- преподаватель-организатор ОБЖ,
- инструктор физической культуры,
- преподаватель физвоспитания,
- тренер-преподаватель,
- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- воспитатель.
Организация и проведение Всероссийских и Региональных конкурсов профессионального мастерства:
Учитель здоровья России,
Школа – территория здоровья,
Лучшая инклюзивная школа,
Смотр-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов,
Конкурс на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Ежегодно в течение 30 лет проводится Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровое поколение XXI века», где представляются эффективные практики реализации проектов и программ воспитания и здоровьесберегающей деятельности.
Научно-методическая деятельность осуществляется по направлению «Нейропсихологические и нейрофизиологические основы обучения и воспитания детей»: на базовых кафедрах факультета проводится апробация инновационных технологий когнитивного, сенсорного и нейромоторного развития детей, разрабатываются программы повышения квалификации по внедрению нейропедагогического подхода в образовательную практику.