[bvi]
[bvi]

Кристина Лейс: «Математика — один самых полезных предметов в жизни»

В День математика, 1 декабря, учитель Зеленодубравинской школы Рубцовского района, финалист краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая — 2025» Кристина Лейс ответила на вопросы интервью.

Педагог родом из Рубцовского района Алтайского края. Всю сознательную жизнь прожила в Новосибирске. Стажировалась в Китае. А потом случился локдаун. Кристина Васильевна вернулась на малую родину и уже пошел шестой год, как она преподает там математику: начинала в поселке Колос, теперь — в Зелёной Дубраве.

— Первый вопрос — про «Учитель года Алтая – 2025». Как вы оцениваете это событие спустя время?

— На краевой этап конкурса ехать было немного волнительно. У меня нет профильного педагогического образования, только диплом о профессиональной переподготовке, поэтому я испытывала так называемый синдром самозванца. Но на конкурсе я расслабилась, атмосфера была дружелюбной. Все коллеги приехали с настроем показать свои профессиональные навыки. Когда едешь на конкурс, то надеешься победить. Спустя время я поняла, что статус Учитель года не самое важное. Если ты запомнился — это уже победа. После конкурса меня приглашали на разные мероприятия, я получала предложения о работе. Конкурс дал мне внутреннюю уверенность, усилилось желание развиваться в профессии и покорять новые вершины.

Конкурсное испытание «Разговоры о важном» в гимназии №42 г. Барнаула

— А какое у вас высшее образование до профпереподготовки? Как получилось, что вы пришли в профессию и почему из всех возможных направлений педагогики — именно школьный учитель математики?

Мировая экономика и право. Я окончила Новосибирский государственный университет путей сообщения по этому направлению. С первого курса изучала китайский язык и экономику на китайском. Затем случилась международная стажировка — обучение по обмену в Пекинском транспортном университете. В 2020 году из-за пандемии я вернулась в Россию. Летом поехала погостить в деревню к родным в Рубцовский район. Там я узнала, что школа в поселке Колос ищет учителя математики, я прошла профессиональную переподготовку и стала преподавать. Через два года меня пригласили учительствовать в поселок Зеленая Дубрава. Тогда мне казалось, что это временно. И как-то меня затянуло, я осталась. Чувствую себя здесь нужной. В какой-то момент поняла, что нашла свое дело.

— Что вам понравилось в китайской системе образования? На что обратили внимание?

Отношение к библиотекам. В Китае это Мекка знаний, место для встреч, выполнения домашних заданий, подготовки проектов. Китайские школьники и студенты проводят там много времени. Еще — осознанное отношение к учебе. Если ученик старался и трудился, он будет писать контрольную работу без списывания и подсказок. Всё дело в большой конкуренции: все понимают, что хотя они и единое целое, но каждый борется за своё место в вузе или работу, куёт свой успех. Сколько труда ученик или студент вложит в свое образование – такой результат и получит. Это понимание позволяет им соблюдать дисциплину. В этой стране сложные экзамены, поэтому старшеклассники всецело посвящают свое время подготовке к ним. Получить высшее образование стремятся практически все.

— На одном из конкурсных испытаний «Учитель года Алтая» вы поприветствовали жюри на китайском, чем многих удивили. Примечательно, что в этом году «Учителем года России» стал преподаватель китайского и английского языков из Белгорода Дмитрий Баланчуков. Тем временем в России отмечается рост интереса к изучению китайского. А как случилась ваша любовь с языком Поднебесной?

Китайский я начала учить с 18 лет. В нем есть что-то от математики. С одной стороны, это достаточно конструктивный язык, с другой – творческий. Каждый иероглиф несет смысл. Если английским я владею на туристическом уровне, то по-китайски могу свободно разговаривать и даже преподавать. В Китае я сдала экзамен на знание языка, у меня есть сертификат, подтверждающий владение языком на уровне HSK5.

— Есть вероятность, что однажды вы бросите учительство и станете, к примеру, переводчиком?

Не думаю. Скорее я дополню свою педагогическую деятельность китайским языком. Уже шестой год в частном порядке я помогаю ребятам осваивать язык. В Институте Конфуция при НГТУ они успешно сдают международные экзамены и подтверждают уровень владения языком. Надеюсь, когда-нибудь в нашей школьной программе появится место для китайского.

Конкурсный урок

— В Алтайском крае реализуется комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования. Выпускников ориентируют выбирать специальности инженерных и естественно-научных направлений. Какие шаги вы предпринимаете как учитель математики, чтобы мотивировать ребят на изучение предмета?

Ученик всегда спрашивает: «Зачем это учить?». Одним из тезисов моего выступления на конкурсе «Учитель года Алтая» была фраза: «Математика — один самых полезных предметов в жизни». Из урока в урок я стараюсь показывать ученикам, где эти знания пригодятся. Я нахожу для них математические составляющие в разных областях нашей повседневности, привожу примеры из курса финансовой грамотности. Нужно убеждать ребят в практической пользе предмета. Многие говорят, что синус и косинус не понадобились им во взрослой жизни. И я объясняю: возможно, знание тригонометрических функций вам не пригодится в той жизни, которую вы себе выберете, но во время учебы в школе мы наращиваем нейронные связи. Математика учит мыслить, геометрия — аргументировать свою точку зрения.

— Какие ресурсы помогают лично вам повышать качество математического образования?

Я постоянный слушатель очных и дистанционных курсов повышения квалификации по математике и финграмотности, которые проводит Алтайский институт развития образования. Стараюсь использовать разные возможности: участвую в мероприятиях, чтобы послушать более опытных педагогов. В этом году, к примеру, посетила педагогический фестиваль в Санкт-Петербурге. Всегда интересно узнать новые технологии и подходы к образованию. Участвую в конкурсах, чтобы расти как педагог. Если говорить о средствах достижения образовательных целей, нужно помнить, что у нас ограниченное время урока, за которое нужно успеть решить разные педагогические задачи. Мне кажется, чем меньше преград в виде презентаций и ярких аппликаций стоит между педагогом и учениками, тем лучше усвоится материал. Я стараюсь не перенагружать уроки дополнительными приспособлениями. У нас в школе есть интерактивная доска, но она производила впечатление только первый год. Сейчас мы с ребятами на уроках чаще выбираем меловую доску. У них в рюкзаках есть свои телефоны и планшеты, а вот простое действие вроде письма мелом на доске вызывает живой интерес.

Конкурсный мастер-класс, март 2025 года

— В Зеленодубравинской школе учится 142 ученика. Правда ли, что в небольших классах знания усваиваются эффективнее? Ваше мнение…

По моему опыту, количество учеников практически не влияет на эффективность занятия и понимание классом темы. Если удается захватить внимание десяти учеников — удастся и тридцати. А если не выходит увлечь большой класс, то и в малых классах не сработает.

— Команда учеников «Монетные гуру» под вашим руководством в этом году участвовала в региональном этапе Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству. Результат: второе место в общекомандном зачете. Выступление команды даже было отмечено Банком России. Почему уделяете внимание финансовой грамотности ребят?

— Это отклики моего экономического образования. Я веду этот курс на базе центра «Точка роста». Признаюсь, в роли преподавателя по финансовой грамотности какое-то время я чувствовала себя даже комфортнее, чем в роли учителя математики. В школе большое внимание уделяется финансовой грамотности ребят. Нашим выпускникам будет полезно знать, как обращаться с банковскими картами, платежными системами, как получить налоговый вычет на свое образование, чем отличается сберегательный счет от накопительного. Алтайский институт развития образования снабдил нас методическими пособиями и потрясающим комплектом игр по финансовой грамотности в нескольких экземплярах — это позволяет ребятам младших возрастов достаточно сложные темы учить играючи. Программу по финграмотности мы реализуем в школе более трех лет. Перед тем, как показать себя на конкурсе в Барнауле, мои ученики говорили: «Главное – не опозориться», а в итоге продемонстрировали отличный уровень подготовки.

— Традиционный форум «Алтай собирает пеликанов» в этом году проходил в Бийске и селе Сростки и был связан с творчеством Василия Шукшина. На одной из секций вы раскрыли тему «Математика души по Шукшину: как логика чисел и глубина чувств формируют личность». Поделитесь результатами своего исследования…

Я попыталась посмотреть на творчество Шукшина через призму математики. Взяла рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Беспалый», «Срезал» и повесть «Калина красная». Времени на подготовку было достаточно, чтобы освежить эти произведения в памяти и провести исследование. На мастер-классе вместе с коллегами мы разбирали образы главных героев и сравнивали с математическими понятиями и явлениями. Мы смотрели, как законы математики перекликаются с душевными законами, составляли уравнение гармоничной личности по Шукшину. Судя по комментариям, с которыми ко мне подходили коллеги после мастер-класса, тема вызвала большой интерес. Понятно, что практической пользы этот мастер-класс не нёс, так как мы не учили новые функции, формулы или уравнения, но такой интерактив может помочь ученикам иначе взглянуть на предмет, замотивировать их на учебу.

Педагогическое интервью

Знаменитые математики отличались многообразием интересов. Известно, что Эйнштейн увлекался скрипкой, Софья Ковалевская и Лев Ландау — театром и литературой, Николай Лобачевский — рисованием и живописью. Кроме математики и китайского языка, что еще интересно вам?

— Скажу честно, сейчас работа занимает всё мое время: школа, подготовка детей к предстоящим экзаменам. Очень хотелось бы найти в своем расписании время на хобби, но пока получается так: всё что мне интересно, я воплощаю в профессии. До полного погружения в педагогическую деятельность я занималась воздушной гимнастикой, танцами, играла в школьном театре. Даже думала поступать на актерское мастерство, но мама оказалась прагматичнее: отправила меня на мировую экономику.

— Поделитесь китайской мудростью, которая вам особенно запомнилась…

Мой профессор в Китае, страстный поклонник России, часто повторял: 人生如茶,需慢慢品。Дословный перевод такой: «Жизнь похожа на чай: ее нужно медленно пить». Это о том, что важно наслаждаться моментом, оглядываться вокруг, смотреть, что и какие люди тебя окружают. В быстроразвивающемся мире важно замедлять свою жизнь, и это позволит достичь большего и успеть многое. Как у чая есть множество оттенков вкуса, так и жизнь многослойна, многогранна. Эта фраза подходит и под мою ситуацию. Бешеный ритм моей студенческой жизни сменился работой в сельской школе. Вокруг лес, снег, спокойствие. И я ценю возможность быть рядом с родными и близкими.

Светлана Химочка

Фото: пресс-служба АИРО.

С этим читают