В День математика, 1 декабря, учитель Зеленодубравинской школы Рубцовского района, финалист краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая — 2025» Кристина Лейс ответила на вопросы интервью.
Педагог родом из Рубцовского района Алтайского края. Всю сознательную жизнь прожила в Новосибирске. Стажировалась в Китае. А потом случился локдаун. Кристина Васильевна вернулась на малую родину и уже пошел шестой год, как она преподает там математику: начинала в поселке Колос, теперь — в Зелёной Дубраве.
— Первый вопрос — про «Учитель года Алтая – 2025». Как вы оцениваете это событие спустя время?
— На краевой этап конкурса ехать было немного волнительно. У меня нет профильного педагогического образования, только диплом о профессиональной переподготовке, поэтому я испытывала так называемый синдром самозванца. Но на конкурсе я расслабилась, атмосфера была дружелюбной. Все коллеги приехали с настроем показать свои профессиональные навыки. Когда едешь на конкурс, то надеешься победить. Спустя время я поняла, что статус Учитель года не самое важное. Если ты запомнился — это уже победа. После конкурса меня приглашали на разные мероприятия, я получала предложения о работе. Конкурс дал мне внутреннюю уверенность, усилилось желание развиваться в профессии и покорять новые вершины.

— А какое у вас высшее образование до профпереподготовки? Как получилось, что вы пришли в профессию и почему из всех возможных направлений педагогики — именно школьный учитель математики?
— Мировая экономика и право. Я окончила Новосибирский государственный университет путей сообщения по этому направлению. С первого курса изучала китайский язык и экономику на китайском. Затем случилась международная стажировка — обучение по обмену в Пекинском транспортном университете. В 2020 году из-за пандемии я вернулась в Россию. Летом поехала погостить в деревню к родным в Рубцовский район. Там я узнала, что школа в поселке Колос ищет учителя математики, я прошла профессиональную переподготовку и стала преподавать. Через два года меня пригласили учительствовать в поселок Зеленая Дубрава. Тогда мне казалось, что это временно. И как-то меня затянуло, я осталась. Чувствую себя здесь нужной. В какой-то момент поняла, что нашла свое дело.
— Что вам понравилось в китайской системе образования? На что обратили внимание?
— Отношение к библиотекам. В Китае это Мекка знаний, место для встреч, выполнения домашних заданий, подготовки проектов. Китайские школьники и студенты проводят там много времени. Еще — осознанное отношение к учебе. Если ученик старался и трудился, он будет писать контрольную работу без списывания и подсказок. Всё дело в большой конкуренции: все понимают, что хотя они и единое целое, но каждый борется за своё место в вузе или работу, куёт свой успех. Сколько труда ученик или студент вложит в свое образование – такой результат и получит. Это понимание позволяет им соблюдать дисциплину. В этой стране сложные экзамены, поэтому старшеклассники всецело посвящают свое время подготовке к ним. Получить высшее образование стремятся практически все.
— На одном из конкурсных испытаний «Учитель года Алтая» вы поприветствовали жюри на китайском, чем многих удивили. Примечательно, что в этом году «Учителем года России» стал преподаватель китайского и английского языков из Белгорода Дмитрий Баланчуков. Тем временем в России отмечается рост интереса к изучению китайского. А как случилась ваша любовь с языком Поднебесной?
— Китайский я начала учить с 18 лет. В нем есть что-то от математики. С одной стороны, это достаточно конструктивный язык, с другой – творческий. Каждый иероглиф несет смысл. Если английским я владею на туристическом уровне, то по-китайски могу свободно разговаривать и даже преподавать. В Китае я сдала экзамен на знание языка, у меня есть сертификат, подтверждающий владение языком на уровне HSK5.
— Есть вероятность, что однажды вы бросите учительство и станете, к примеру, переводчиком?
— Не думаю. Скорее я дополню свою педагогическую деятельность китайским языком. Уже шестой год в частном порядке я помогаю ребятам осваивать язык. В Институте Конфуция при НГТУ они успешно сдают международные экзамены и подтверждают уровень владения языком. Надеюсь, когда-нибудь в нашей школьной программе появится место для китайского.

— В Алтайском крае реализуется комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования. Выпускников ориентируют выбирать специальности инженерных и естественно-научных направлений. Какие шаги вы предпринимаете как учитель математики, чтобы мотивировать ребят на изучение предмета?
— Ученик всегда спрашивает: «Зачем это учить?». Одним из тезисов моего выступления на конкурсе «Учитель года Алтая» была фраза: «Математика — один самых полезных предметов в жизни». Из урока в урок я стараюсь показывать ученикам, где эти знания пригодятся. Я нахожу для них математические составляющие в разных областях нашей повседневности, привожу примеры из курса финансовой грамотности. Нужно убеждать ребят в практической пользе предмета. Многие говорят, что синус и косинус не понадобились им во взрослой жизни. И я объясняю: возможно, знание тригонометрических функций вам не пригодится в той жизни, которую вы себе выберете, но во время учебы в школе мы наращиваем нейронные связи. Математика учит мыслить, геометрия — аргументировать свою точку зрения.
— Какие ресурсы помогают лично вам повышать качество математического образования?
— Я постоянный слушатель очных и дистанционных курсов повышения квалификации по математике и финграмотности, которые проводит Алтайский институт развития образования. Стараюсь использовать разные возможности: участвую в мероприятиях, чтобы послушать более опытных педагогов. В этом году, к примеру, посетила педагогический фестиваль в Санкт-Петербурге. Всегда интересно узнать новые технологии и подходы к образованию. Участвую в конкурсах, чтобы расти как педагог. Если говорить о средствах достижения образовательных целей, нужно помнить, что у нас ограниченное время урока, за которое нужно успеть решить разные педагогические задачи. Мне кажется, чем меньше преград в виде презентаций и ярких аппликаций стоит между педагогом и учениками, тем лучше усвоится материал. Я стараюсь не перенагружать уроки дополнительными приспособлениями. У нас в школе есть интерактивная доска, но она производила впечатление только первый год. Сейчас мы с ребятами на уроках чаще выбираем меловую доску. У них в рюкзаках есть свои телефоны и планшеты, а вот простое действие вроде письма мелом на доске вызывает живой интерес.

— В Зеленодубравинской школе учится 142 ученика. Правда ли, что в небольших классах знания усваиваются эффективнее? Ваше мнение…
— По моему опыту, количество учеников практически не влияет на эффективность занятия и понимание классом темы. Если удается захватить внимание десяти учеников — удастся и тридцати. А если не выходит увлечь большой класс, то и в малых классах не сработает.
— Команда учеников «Монетные гуру» под вашим руководством в этом году участвовала в региональном этапе Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству. Результат: второе место в общекомандном зачете. Выступление команды даже было отмечено Банком России. Почему уделяете внимание финансовой грамотности ребят?
— Это отклики моего экономического образования. Я веду этот курс на базе центра «Точка роста». Признаюсь, в роли преподавателя по финансовой грамотности какое-то время я чувствовала себя даже комфортнее, чем в роли учителя математики. В школе большое внимание уделяется финансовой грамотности ребят. Нашим выпускникам будет полезно знать, как обращаться с банковскими картами, платежными системами, как получить налоговый вычет на свое образование, чем отличается сберегательный счет от накопительного. Алтайский институт развития образования снабдил нас методическими пособиями и потрясающим комплектом игр по финансовой грамотности в нескольких экземплярах — это позволяет ребятам младших возрастов достаточно сложные темы учить играючи. Программу по финграмотности мы реализуем в школе более трех лет. Перед тем, как показать себя на конкурсе в Барнауле, мои ученики говорили: «Главное – не опозориться», а в итоге продемонстрировали отличный уровень подготовки.
— Традиционный форум «Алтай собирает пеликанов» в этом году проходил в Бийске и селе Сростки и был связан с творчеством Василия Шукшина. На одной из секций вы раскрыли тему «Математика души по Шукшину: как логика чисел и глубина чувств формируют личность». Поделитесь результатами своего исследования…
— Я попыталась посмотреть на творчество Шукшина через призму математики. Взяла рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Беспалый», «Срезал» и повесть «Калина красная». Времени на подготовку было достаточно, чтобы освежить эти произведения в памяти и провести исследование. На мастер-классе вместе с коллегами мы разбирали образы главных героев и сравнивали с математическими понятиями и явлениями. Мы смотрели, как законы математики перекликаются с душевными законами, составляли уравнение гармоничной личности по Шукшину. Судя по комментариям, с которыми ко мне подходили коллеги после мастер-класса, тема вызвала большой интерес. Понятно, что практической пользы этот мастер-класс не нёс, так как мы не учили новые функции, формулы или уравнения, но такой интерактив может помочь ученикам иначе взглянуть на предмет, замотивировать их на учебу.

— Знаменитые математики отличались многообразием интересов. Известно, что Эйнштейн увлекался скрипкой, Софья Ковалевская и Лев Ландау — театром и литературой, Николай Лобачевский — рисованием и живописью. Кроме математики и китайского языка, что еще интересно вам?
— Скажу честно, сейчас работа занимает всё мое время: школа, подготовка детей к предстоящим экзаменам. Очень хотелось бы найти в своем расписании время на хобби, но пока получается так: всё что мне интересно, я воплощаю в профессии. До полного погружения в педагогическую деятельность я занималась воздушной гимнастикой, танцами, играла в школьном театре. Даже думала поступать на актерское мастерство, но мама оказалась прагматичнее: отправила меня на мировую экономику.
— Поделитесь китайской мудростью, которая вам особенно запомнилась…
— Мой профессор в Китае, страстный поклонник России, часто повторял: 人生如茶,需慢慢品。Дословный перевод такой: «Жизнь похожа на чай: ее нужно медленно пить». Это о том, что важно наслаждаться моментом, оглядываться вокруг, смотреть, что и какие люди тебя окружают. В быстроразвивающемся мире важно замедлять свою жизнь, и это позволит достичь большего и успеть многое. Как у чая есть множество оттенков вкуса, так и жизнь многослойна, многогранна. Эта фраза подходит и под мою ситуацию. Бешеный ритм моей студенческой жизни сменился работой в сельской школе. Вокруг лес, снег, спокойствие. И я ценю возможность быть рядом с родными и близкими.
Светлана Химочка
Фото: пресс-служба АИРО.


