28 октября, в первый рабочий день форума «Дни науки и образования на Алтае», 66 педагогов приняли участие в курсах повышения квалификации по теме «Воспитание на уроке: методика работы учителя-предметника». Курсы объединили учителей, стремящихся сделать образовательный процесс более комплексным, интегрируя обучение и воспитание.
Лекцию «Воспитание и учебные предметы» провел Илья Лобанов, кандидат педагогических наук, заведующий Центром социально-гуманитарного общего образования имени Л.Н. Боголюбова Института содержания и методов обучения (г. Москва).
— Сегодня воспитание как часть образовательного процесса выходит на первый план. Моя задача – расставить акценты, связанные с вопросами воспитания в современной школе в контексте учебных предметов, — подчеркнул спикер. Участники обсудили важность укрепления традиционных ценностей в воспитании и введения концепции «мировоззренческого суверенитета».
Современные дети и подростки живут в мире, полном информации и быстрых изменений. Окружающая их среда зачастую формирует систему ценностей, которая может не совпадать с традиционными культурными, духовными и нравственными основами, принятыми в обществе Учитель сталкивается с вызовом — не только передать знания, но и научить подростков разбираться в окружающем мире.
— Нам нужно понять подростка в тех условиях, в которых он живет и развивается. Если мы этого не сделаем, все наши старания в области воспитания не приведут к желаемым результатам, — добавил Илья Лобанов. Он подчеркнул, что один из наиболее действенных методов воспитания — диалог. Важно, чтобы на уроках учителя не только передавали знания, но и обсуждали с учениками значимые для них темы, помогая выстраивать свои убеждения.
Илья Анатольевич отметил, что современное воспитание требует обновления подходов: невозможно действовать «в лоб», просто навязывать детям убеждения. Важно демонстрировать, как ценности работают в жизни, как они помогают строить отношения и добиваться успеха.
Еще одним значимым моментом встречи стало обсуждение участниками соответствия воспитательных усилий школы и семьи. На курсах педагоги старались найти способы выстраивания эффективного взаимодействия с родителями, поскольку совместные усилия педагогов и родителей дают наиболее положительный результат. Кандидат педагогических наук также затронул необходимость субъектно-субъектного подхода в педагогике, при котором ученик становится активным участником воспитательного процесса. По мнению Ильи Анатольевича, основной целью объединения процессов воспитания и образования должна стать гармонично развития личность.
Подводя итог лекции было отмечено, что работа с коллегами была продуктивной. Сформировалась дискуссионная площадка, ведущая к развитию профессиональных компетенций. Курсы позволили педагогам не только получить знания, но и обменяться опытом, обсудить вызовы, которые ставит перед ними современное общество в вопросах воспитания учащихся.