Мастерство Грануш

Учитель английского языка Смоленской школы № 2 Смоленского района, победитель конкурса «Учитель года Алтая – 2024» Грануш Степанян доказала своё мастерство не только в Алтайском крае, но и за его пределами.

В сентябре-октябре она представляла регион на конкурсе «Учитель года России» 2024 года. В нем участвовали 90 конкурсантов со всей нашей страны. Грануш Вардановна боролась за лидерство в Саратове и Подмосковье. Впервые за 10 лет алтайская конкурсантка вошла в двадцатку лучших педагогов и достигла полуфинала. В последний раз лауреатом конкурса в 2013 году становился учитель информатики барнаульского лицея Алексей Лисин — ныне директор школы № 125.

Отвечая на вопросы про конкурс, Грануш Степанян рассказала, от чего зависит успех.

Грануш, пока ещё свежи воспоминания, поделитесь своими самыми сильными впечатлениями о прошедшем конкурсе…

Существует расхожее выражение: «Конкурс – это люди». Только пройдя этот путь до конца, я поняла, о чем оно. На конкурсе я встретила единомышленников, с которыми мы подружились и продолжаем общаться. Пообещали друг другу, что постараемся сохранить теплые отношения, которые завязались на конкурсе. Несмотря на его состязательную составляющую, все равно самым ценным остается человек. Даже спустя 10 дней после конкурса ощущение единства и сопричастности к чему-то масштабному и грандиозному не покидает меня, я почувствовала себя частью сильного профессионального сообщества. Думаю, это ощущение будет жить во мне долгие годы.

На фото слева направо: абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» 2024 года Леонид Дедюха из Санкт-Петербурга, Грануш Степанян, Александр Смокотин, учитель начальных классов из Томской области, призер конкурса

— Вы рассказывали жюри о себе, провели открытый урок, поучаствовали в педагогическом интервью. А в финальных испытаниях как лауреат конкурса давали мастер-класс для своих коллег-педагогов, представителей родительской общественности и отвечали на вопросы представителей СМИ на брифинге. Ещё одним заданием был блицтурнир. Какое из этих испытаний стало для вас самым сложным, а какое наоборот?

Безусловно, сложности вызвал блицтурнир. Это было новое испытание. За ограниченное время вместе с командой участников нам необходимо было найти эффективное решение профессиональных задач. Мы работали в смешанных группах, в состав которых вошли лауреаты разных профессиональных конкурсов: «Директор года», «Первый учитель», «Воспитатель года», «Учитель года России». Именно поэтому каждому конкурсанту необходимо было использовать свои гибкие навыки и показать все приемы эффективной коммуникации для того, чтобы прийти к единому результату. Самым легким конкурсным испытанием для меня стал урок. Оказавшись в своей привычной среде, я чувствовала себя уверенно. Дети открылись мне, и мы с удовольствием погрузились в учебный процесс. В какой-то момент я даже поймала себя на мысли, что забыла о конкурсной составляющей испытания: просто получала удовольствие от происходящего и от взаимодействия с ребятами.

Урок

— Вы давали конкурсный урок в конце дня. Это плюс или минус?

После жеребьевки я переживала по этому поводу. Казалось, вести урок последней очень неудобно: дети и члены жюри к этому времени устанут. Однако, все члены жюри были настроены положительно, с большим энтузиазмом слушали меня и наблюдали за уроком, а дети показали свою активность и включенность. Это помогало мне работать эффективно. Главное — сохранить настроение.

— За уроком и другими испытаниями конкурсантов в прямом эфире могла наблюдать вся страна. Лично на вас это давило психологически?

Когда я узнала, что предстоит работать в прямом эфире, испытала некоторое волнение. Но когда урок начался, я погрузилась в процесс и об этом уже не думала, была увлечена своей работой. Онлайн-трансляция, кстати, позволила мне наблюдать за тем, как проходят испытания другие конкурсанты. Более того, я планирую посмотреть все записи, чтобы позаимствовать у коллег приемы и методики для своей дальнейшей педагогической практики.

— В начале конкурсного урока вы представились и разрешили ребятам обращаться к вам просто — учитель. Почему?

— Это такая профессиональная находка. У меня достаточно сложное имя, и ученикам всегда бывает непросто его запомнить, они могут переживать из-за того, что неправильно его произнесут. Поэтому я решила, что ребята могут называть меня просто «учитель». Это снимает лишнее напряжение. Многие мои ученики в начальных классах так и называют меня. Мне кажется, что даже такие маленькие детали помогают построить доверительные отношения между учителем и его учениками.

— Урок прошел так, как был задуман или были моменты, когда пришлось импровизировать, а мы не заметили?

Отрепетировать урок невозможно. Так или иначе, деятельность учителя зависит от действий учеников. Именно в таких случаях обнажается профессионализм педагога: умеет ли он адаптировать подготовленный материал и свои действия под ситуацию, когда что-то пошло не по плану. Невозможно предугадать, как поведут себя дети в незнакомом классе: откроются или нет, позволит ли их уровень языка вступить в коммуникацию с учителем. Приходилось, конечно, импровизировать, но я очень рада слышать, что это было незаметно со стороны.

Мастер-класс

— Василий Шукшин проходил красной нитью на ваших испытаниях — педагогическом интервью, мастер-классе. Почему?

Я большой поклонник его творчества. Мне хотелось бы заниматься популяризацией его произведений не только в России, но и за ее пределами. Мы с учениками планируем переводить еще непереведенные сочинения Василия Макаровича на английский язык. Многие называют Шукшина непереводимым автором. Говорят, слишком тонко он описывает русскую душу. С лингвистической точки зрения мы хотим максимально близко передать смысл, который заложен в его произведениях. Это глубинная работа с языком на высоком уровне. И мне отрадно, что дети сами хотят этим заниматься, разделяют мои интересы. Наша любовь к творчеству Василия Макаровича проявляется во всем. К примеру, на конкурс нужно было привезти флаг своего региона. Я подошла к этому заданию творчески и попросила своих учеников нарисовать флаг таким, каким они его видят. Они изобразили сростинский памятник Шукшину, цитату писателя, алтайские просторы. Мы оцифровали рисунок, распечатали и сделали флаг, а открытки с этим же изображением я вручила саратовским ребятам в конце конкурсного урока.

— Как прошла послеконкурсная рефлексия? Вы довольны результатом?

Думаю, спустя время любому конкурсанту хочется поругать себя за что-то, сделать работу над ошибками. Но еще до конкурса я пообещала себе, что даже если что-то не получится, я не расстроюсь, а отнесусь к этому как к точке роста. В любом случае, мы приходим на конкурс, чтобы вырасти, высветить свои профдефициты. Это помогает каждому из нас выстроить свою траекторию эффективного развития. Достигнутый результат является большой победой для нашего региона. Очень радостно, что мне удалось оправдать ожидания всех тех, кто в меня верил.

— Что придавало силы?

Меня поддерживали коллеги из клуба «Учитель года Алтая» и мои наставники — Алексей Анатольевич Лисин и Людмила Анатольевна Дружинина. Они давали мне конструктивные советы и всегда находили правильные слова, которые возвращали мне уверенность в себе, помогали двигаться дальше. Конечно, не могу не сказать о поддержке моей семьи. В самые важные моменты моей жизни родители всегда со мной рядом. В чатах поступало огромное количество сообщений с добрыми словами и пожеланиями от моих учеников и их родителей. Все это помогало двигаться дальше, даже тогда, когда казалось, что сил больше нет.

На фото слева направо: Алексей Лисин, Андрей Мишин, народный учитель Российской Федерации, учитель английского языка из Твери, и Грануш Степанян

— Конкурс изменил вас?

Уверена, каждый участник выходит из конкурса совершенно другим человеком. И я не являюсь исключением. Конкурс помог мне побороть свои страхи. Это была большая работа над собой и долгий путь к самосовершенствованию. Теперь я чувствую себя увереннее: если придется выступить перед широкой аудиторией, я смогу это сделать и, уверена, смогу получить от этого удовольствие. Сегодня учителю недостаточно прийти в класс и просто провести хороший урок, он должен транслировать детям свой успешный опыт. Именно конкурс помогает учителю быть успешным и не бояться выходить за рамки привычной деятельности.

— На ваш взгляд, что помогло вам выйти в полуфинал этого престижного конкурса?

— Трудолюбие. Я и ученикам говорю о том, что всегда нужно прилагать максимум усилий, если хочется добиться успеха. Результат не заставит себя ждать. Сложно себя оценивать со стороны, но люди, которые следили за конкурсными испытаниями, сходятся во мнении, что свою роль сыграл мой профессионализм в сочетании с искренностью. Я просто делала свою работу так, как делаю ее всегда: без наигранности, без желания показаться лучше, чем я есть. Свои обычные уроки в школе я веду так же, как и проходила конкурсные испытания. С таким же воодушевлением, искренностью и преданностью делу. Думаю, эту неподдельность почувствовали и ребята, и жюри. Не скрою, было очень приятно, когда эксперт жюри высоко оценила мой уровень владения английским языком.

— Какой совет вы бы в первую очередь дали будущим участникам конкурса?

Необходимо обязательно знать свои сильные стороны и в любой ситуации оставаться собой, потому что искренность всегда откликается. И, наверное, верить в себя и свои силы — эта вера помогает расправить крылья.

— Как «Учитель года Алтая» и лауреат всероссийского конкурса чем планируете заниматься?

— Продолжать влюблять своих учеников в изучение иностранного языка, заниматься просветительской деятельностью, транслировать уже полученный опыт, делиться им с коллегами и продолжать развиваться, не останавливаясь на достигнутом.

В аэропорту Барнаула Грануш встретили семья и пеликан — символ конкурса

Разговор вела Светлана Химочка. Фото из личного архива Грануш Степанян.

С этим читают