15 ноября в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова состоялся очный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских работ учащихся по русскому языку и литературе, родному языку и родной литературе «Язык — всем знаниям и всей природе ключ».
Всероссийский конкурс проводят Министерство образования и науки Алтайского края и Алтайский институт развития образования.
Заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец подчеркнула актуальность и значимость конкурса:
— Русский язык объединяет многонациональную Россию. На ее территории проживают более 100 коренных народов, а также ряд этнических групп, представлено более 150 языков разных языковых семей — славянских, тюркских, финно-угорских, монгольских, северокавказских и других. Сегодня русский язык — государственный язык Российской Федерации — является средством формирования российской идентичности и языкового единения многонационального государства.
В конкурсе состязались учащиеся образовательных организаций в возрасте 14-18 лет. Из 200 работ, поступивших со всей России, жюри оценивало восемь работ, которые набрали наибольшее количество баллов.
В состав конкурсного жюри вошли заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец, заведующий кафедрой теории и практики журналистики АлтГУ Елена Лукашевич, учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 123 Лилия Попова, доцент кафедры русского языка как иностранного АГМУ Елена Рылова. Председатель жюри — заместитель директора АИРО Ольга Плешкова.
Финалисты всероссийского конкурса защищали работы очно и онлайн. Жюри оценивало актуальность темы, новизну исследования, наличие научных точек зрения, аргументированность авторской точки зрения и культуру речи докладчика.
Лучшей признана работа «Живой родник родимой речи жителей сел Сикияз и Озеро Дуванского района Республики Башкортостан», ее авторы — учащиеся из села Сикияз Никита Куканов и Полина Гладких. Как отметили члены жюри, ребята сняли носителей языка на видео, грамотно описали теоретическую часть, а также создали словарь диалектизмов жителей сел, состоящий из 680 слов. Кроме того, конкурсанты разыграли сценку, в которой использовали только диалектные слова.
Второе место заняли ученица барнаульской школы № 118 Алёна Питаленко (работа «Тайна фамилии Безсонов») и учащаяся центра образования «Знание» Уфимского район Республики Башкортостан Лейла Нурисламова (работа «Словечки-человечки или этнохоронимы Уфимского района»).
Третье место разделили Виктория Сырова из Предуниверсария Российского государственного гуманитарного университета г. Москвы (работа «Роль авторского тире в поэзии А.А. Блока и М.И. Цветаевой») и команда учащихся школы № 1 города Новоалтайска Алёна Витлусова, Виктория Мануйлова и Дарья Мельниченко (коллективная работа «Роль образов и символов в изображении картины мира в мюзикле «Слова-паразиты» группы «Дайте танк (!)»).
Победители и призеры награждены дипломами и подарками.
Участники, не занявшие призовые места, но отличившиеся в ходе конкурса получили специальные дипломы. Так, за активное участие и реализацию социально-значимых проектов в области сохранения и изучения русского языка отмечены ученицы Сагайской школы Каратузского района Красноярского края Арина Артемьева и Виктория Гуркова (работа «Язык как способ взаимодействия культур»). Жюри также выделило работу«Осознание ценности патриотизма в лирике поэтов XXI века» учащейся Новозоринской школы Павловского района Алтайского края Елизаветы Кобозевой.
— Этот конкурс объединил участников из разных уголков нашей страны. Все работы были интересными, диапазон тем — невероятный. Меня порадовало, что школьники неравнодушны к русскому языку. Благодаря таким конкурсам мы бережем и сохраняем русский язык, который является государственной и человеческой ценностью, ключом ко всем нашим знаниям и ко всему тому, что нас окружает, — прокомментировала член жюри, заведующий кафедрой теории и практики журналистики АлтГУ, доктор филологических наук, профессор Елена Лукашевич.
Призер всероссийского конкурса, ученица барнаульской школы № 118 Алёна Питаленко и ее руководитель, учитель русского языка и литературы Надежда Горн, рассказали, как проводили исследование о происхождении фамилии Безсонов:
— Сначала мы предполагали, что в этой фамилии допущена ошибка. Обратившись к уникальным онлайн-источникам лингвистических университетов, установили, что ошибки нет. В XV веке эту фамилию так и писали. Исследователи говорят, что фамилии не подчиняются правилам русской орфографии, и в том виде, в котором они зародились, сохраняются по настоящее время.
Справка: конкурс проводится в соответствии с планом мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России в Алтайском крае на 2023 год в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики». Цели конкурса — формирование у учащихся ценностного отношения к родному языку и литературе, повышение исследовательского и познавательного интереса к актуальным проблемам русского языка как государственного, сохранение и развитие родных языков и родной литературы, популяризация творческой деятельности в области языкознания.