Лауреаты конкурса «Учитель года Алтая» и его номинации «Педагогический дебют» прошли заключительное испытание

Сегодня, 21 марта, в барнаульской гимназии № 42 состоялось завершающее конкурсное испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года» для лауреатов конкурса «Учитель года Алтая — 2024» и номинации «Педагогический дебют — 2024».

Тема конференции звучала так — «Педагогические смыслы: семья и школа». Конкурсантам предложили поразмышлять о том, как выстроить эффективный путь сотрудничества между ними.

Модерировали мероприятие Лилия Шлей, лауреат конкурса «Учитель года Алтая — 2012», директор, учитель русского языка и литературы барнаульского лицея № 73, и Андрей Минаков, учитель начальных классов гимназии № 42, участник конкурса «Учитель года Алтая — 1991».

Пресс-конференция включала в себя три блока:

В первом — под названием «Педагогические смыслы» лауреатам предстояло вытянуть по одному вопросу и за 1,5 минуты подготовить на него ответ.

Учитель английского языка Смоленской школы № 2 Смоленского района Грануш Степанян привела примеры традиционных ценностей, единых для семьи, школы и государства — крепкая семья, любовь к родной земле, жизнь в мире и согласии и другие 17 ценностей из указа Президента РФ Владимира Путина.

Как объяснить детям и родителям, что означает патриотизм в повседневной жизни? Учитель истории и обществознания филиала Поспелихинской школы № 4 — Калмыцкомысовской школы Инна Звягинцева считает, что до школьников нужно доносить мысль, что очень важно вносить вклад в будущее страны, и мотивировать их приносить пользу обществу.

Для воспитания будущего гражданина страны школе нужно выстраивать отношения с родителями, сказала учитель русского языка и литературы школы № 17 города Бийска Ольга Царева. Необходимо объяснить ребенку, что все тяжести жизни легче преодолевать вместе, а школа, где ему прививают ценности, — это тоже семья.

На конкурсный вопрос лауреат номинации «Педагогический дебют» учитель истории и обществознания барнаульской гимназии № 22 Алёна Воробьева ответила так:

— Школа и семья должны создать такие условия, чтобы цифровизация была только на пользу школьнику, не превращалась в зависимость. Также необходимо помнить, что традиционные настольные игры могут с легкостью заменить гаджеты.

Объединить семью и школу в рамках школьного курса на благо государства достаточно просто, считает учитель изобразительного искусства школы № 17 г. Бийска Ксения Клокова. Так, родители учеников могут рассказать о своих профессиях, приходя на внеурочные занятия, которые стоит объединить под рубрикой «Важный человек в жизни государства», или же проводя экскурсии для детей от своего лица на своем месте работы.

Какие темы включил бы в курс в рамках взаимодействия школы и семьи учитель истории и обществознания Приозерной школы филиала Усть-Калманской школы Сергей Густакашин? Он ответил, что привлек бы весь педагогический коллектив к воспитанию гармоничной семьи.

Второй блок пресс-конференции включал в себя ответы на блиц-вопросы, заданные участниками конкурса «Учитель года России» разных лет.

К примеру, вопрос лауреатам задал абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года — 1992» Артур Заруба. Он отметил, что хоть Год педагога и наставника закончился, но его тема не теряет актуальности. Педагог попросил рассказать, какой самый главный прием от наставников они взяли в педагогическую копилку. Грануш Степанян рассказала, что наставник ее очень вдохновил, и она поняла, что тоже хочет вдохновлять своих учеников. А Ольга Царева следует совету одного из коллег: «В любой ситуации оставайся самой собой». Алена Воробьева говорит, что от своего учителя научилась терпению, и теперь старается своим ученикам объяснять до тех пор, пока каждый не найдет ответ на заданный вопрос.

Победитель всероссийского конкурса «Учитель года – 2023» Олег Янковский попросил лауреатов, используя глаголы в повелительной форме, коротко сформулировать свою педагогическую индивидуальность. «Живи, твори, мечтай», — ответила ему Ксения Клокова. Сергей Густакашин добавил философии в свой ответ: «Успокойся, если ты ничего не можешь изменить, и действуй, если ты знаешь, что у тебя это получится». А Инна Звягинцева придерживается девиза: «Люби детей, цени детей, вдохновляйся ими».

Актриса театра и кино, выпускница Сростинской школы Валентина Казанина обратилась к биографии и творчеству Василия Шукшина и спросила, что нужно поменять или добавить в образовательный процесс, чтобы выпускники школы с гордостью могли сказать: «Я несу Родину в душе…». Ксения Клокова отметила, что в системах образования субъектов РФ внедрены региональные компоненты, что помогает лучше узнавать и гордиться своей малой родиной. Ольга Царева сказала, что неотъемлемой частью школьной жизни стали классные часы «Разговоры о важном», на которых прививают любовь к тому месту, где ты родился.

— Дети должны не только любить свою Родину, но и знать, что Родина любит их, — добавила педагог.

Также вопросы лауреатам задали учащиеся Сростинской школы. Их интересовало, из каких моментов складывается учительское счастье и за что педагоги благодарны свои ученикам.

Третий блок — «Открытый микрофон» позволил членам Большого жюри задать провокационные вопросы педагогам, а вопрос из зала «Почему Буратино не хотел учиться у Мальвины?» — проверить чувство юмора лауреатов.

Имена победителей огласят завтра, 22 марта, во время торжественной церемонии, которая пройдет в Алтайском государственном педагогическом университете.

С этим читают