Педагоги детских садов узнали новые приемы работы с детьми с ОВЗ

C 30 января по 2 февраля 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова прошли курсы повышения квалификации по 32-часовой программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольной образовательной практике».

В очной форме было обучено 43 педагога из дошкольных образовательных организаций Барнаула, Бийска, Новоалтайска, ЗАТО Сибирский, а также Тальменского, Петропавловского и Калманского районов.

По словам заведующего кафедрой дошкольного и начального общего образования АИРО Ольги Меремьяниной, в содержание курса были внесены изменения, связанные с выходом Федеральной адаптированной образовательной программы, ее новых требований и рекомендаций, а также учтены реальные затруднения педагогов, выявленные при проведении целеполагания.

В ходе занятий использовались групповые формы работы: анализ учебных видеофильмов, экспертиза методических материалов, коллективное обсуждение проблем, мастер-классы, презентация опыта работы.

Занятия провели преподаватели кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО — заведующий барнаульским детским садом № 264 Оксана Ишутина и заведующий детским садом № 267 Елена Кузьмина.

Команда педагогов из новоалтайского детского сада № 8, в которую вошли воспитатели, дефектолог, логопеды и музыкальный руководитель, на мастер-классе показала слушателям игровые педагогические технологии в образовательной практике с детьми с ОВЗ. К примеру, слушатели узнали, как провести тренинг для родителей на снятие эмоционального напряжения, а также чем могут быть полезны для детей игры «Веселые колпачки», умные игры с Pop-it, игры со спирографом.

Инклюзивная модель образования предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся сверстников, поэтому, представленные на мастер-классах игровые технологии, универсальны. Для нормативно развивающихся детей такие игры полезны и интересны, а для детей с ОВЗ просто необходимы, — прокомментировала Ольга Меремьянина.

Слушатели были вовлечены в процесс обучения, проявили заинтересованность к теме. Многие отмечали, что у них исчезла боязнь работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, и заявили, что будут советовать коллегам пройти обучение на этих курсах.

Елена Вебер работает воспитателем центра развития ребенка — барнаульского детского сада № 200 «Солнышко» более 30 лет. Она сказала, что будет применять полученные на курсах знания на практике:

По моим наблюдениям, если раньше на весь детский сад был один ребенок с особенностями здоровья, то сейчас их гораздо больше. Благодаря курсам, я скорректирую свою работу. И первое, что сделаю, это проведу для детей три игры, о которых нам рассказали на мастер-классе.

Музыкальный руководитель Петропавловского детского сада Евгений Паутов рассказал, почему приехал на курсы и что нового узнал:

К счастью, в нашем детском саду нет воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но мы хотим быть готовыми к работе с ними, поэтому я приехал на курсы. Нам дали много полезной и интересной информации, приводили примеры из практики. Так, на мастер-классе музыкальный руководитель из новоалтайского детского сада Татьяна Полуянова поделилась методикой немецкого музыканта Карла Орфа. Она показала музыкально-речевые игры, техники и приемы извлечения музыки из любого предмета, например, из бумаги. Обязательно поделюсь опытом с коллегами, привезу им методические материалы.

Обучающиеся курсов повышения квалификации разработали итоговые работы в форме презентации. Кто-то представил циклограммы образовательной деятельности для детей с ОВЗ, кто-то — программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ. Защита работ прошла успешно.

Каждому слушателю будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Отметим, следующие курсы, посвященные инклюзивному образованию, а также организации развивающей предметно-пространственной среды, состоятся в мае этого года.

С этим читают