В АИРО проходят курсы повышения квалификации по вопросам обеспечения доступной среды

Факультет управления развитием образованием Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова с 30 мая по 10 июня 2022 года реализует программу повышения квалификации «Обеспечение доступности объектов и услуг для населения в области социальной защиты».

36-часовые курсы повышения квалификации, организованные по заказу министерства социальной защиты населения Алтайского края, проходят 35 человек: социальные работники центров социального обслуживания населения и специалисты органов социальной защиты населения.

Программа обучения включает четыре блока, посвященных нормативному вопросу, связанному с реализацией государственной программы «Доступная среда», нормативным основам локального уровня обеспеченности, работе с барьерами, препятствующими получению услуг маломобильными группами населения, и методике инструктирования персонала.

По словам Елены Дроновой, декана факультета управления развитием образования АИРО, основные задачи программы — развитие и совершенствование профессиональных компетенций в области создания доступной среды, развитие инфраструктуры в организациях и учреждениях, подготовка слушателей к обеспечению доступности социальных услуг.

 Каждый человек из категории маломобильной группы населения — слабослышащий, слабовидящий, с поражением опорно-двигательного аппарата — должен иметь возможность попасть в здание и обратиться к специалисту за услугой. Для этого мы ориентируем слушателей на применение действующих нормативов, стандартов и правил, — пояснила Елена Дронова. — В зданиях, построенных и введённых в эксплуатацию до 2016 года, не везде есть пандусы, подъемники, парковочные места для инвалидов-колясочников, так как раньше не акцентировали внимание на доступности объекта для маломобильных групп населения. Поэтому перед многими учреждениями стоит задача устранить такие барьеры. Кроме этого, программа повышения квалификации нацелена на психологическую подготовку слушателей к работе с маломобильными группами населения.

Слушателей обучают преподаватели АИРО, которые имеют соответствующую квалификацию в области обеспечения доступной среды и работы с маломобильными группами населения.

Как рассказала Марина Набока, старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики в образовании АИРО, на курсах слушатели овладели технологией разработки паспорта доступности. Учреждения социальной защиты включены в обязательный перечень организаций, которые должны иметь такой документ. Он позволяет проводить планомерную работу по развитию доступности социального объекта и услуг.

На практических занятиях Натальи Колпаковой, заведующего лабораторией экономической педагогики АИРО, слушатели рассмотрели этику общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья:

Важно проявлять тактичность, доброжелательность, уважительное отношение и учитывать особенности развития маломобильных граждан. Чтобы специалисту избежать профессионального выгорания от постоянного общения с такой категорией населения, на практических занятиях мы разобрали со специалистами определенные ситуации, отработали способы саморегуляции и восстановления ресурности.

На необходимость психологической подготовки специалистов, оказывающих социальные услуги населению, обратила внимание Нателла Ахмедова, заместитель директора комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула:

Специалистам соцзащиты очень важно быть эмоционально устойчивыми в работе с различными категориями населения. Люди с инвалидностью могут быть обидчивы, раздражительны, иногда крайне агрессивны. Молодые специалисты, впервые сталкивающиеся с ними в работе, бывают не готовы к таким реакциям. Работа специалистов, обеспечивающих доступ маломобильных граждан к услугам в сфере социальной защиты населения, не ограничивается знанием законов. Им необходимо знать, как преодолеть психологические, коммуникативные барьеры в общении с посетителями. На занятиях мы изучили весь спектр работы с людьми, имеющими различные ограничения в состоянии здоровья.

Слушатели программы повышения квалификации отметили ее содержательность, информативность и полезность.

С этим читают