15 сентября в Барнауле в рамках образовательного форума в гимназии № 123 состоялся круглый стол по проблемам обучения и изучения русского языка в школе. Организатор форума — Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова.
Участники круглого стола обсудили методы межпредметного взаимодействия в обучении школьников русскому языку как государственному, как родному и неродному по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного циклов.
Гостей приветствовала заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец. Она отметила, что русский язык как государственный является стержнем вокруг которого формируется российская идентичность. Также спикер обозначила проблемы, которые возникают при реализации воспитательной задачи на уроках русского языка и литературы:
— Ключевая задача, которая сегодня стоит перед российским образованием, — это создание единого образовательного и культурного пространства для формирования российской идентичности. Российская идентичность делится на составляющие идентичности: гражданскую, национальную, культурную и другие. Они формируются не одним педагогом, а коллективом. Однако мониторинг выявил профдефициты, среди них, к примеру, неумение педагогов работать в команде, отсутствие у них вариативности при организации учебной деятельности, недостаточное знание предмета.
Завкафедрой также порекомендовала обратить внимание на методические кейсы по формированию гражданско-патриотических ценностей, размещенные на портале «Единое содержание общего образования».
Куратор и тьютор программ профессионального развития педагогов в области цифровой грамотности, начальник отдела информационно-образовательных ресурсов Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова Александра Бускина рассказала о возможностях Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России для интерактивного изучения русского языка и литературы.
— Формирование ценностей культуры не должно ограничиваться демонстрацией на уроке одной фотографии по теме и тремя вопросами. Когда речь идет про осознание российской идентичности в многоконфессиональном обществе, недостаточно дать школьникам одно задание про монголо-татар. Нельзя подходить к подаче материала формально. От позиции учителей зависит ракурс рассмотрения тем. Материалы библиотеки цифрового образовательного контента позволят учителю провести урок, используя разные форматы заданий, — прокомментировала Александра Валерьевна.
Далее с докладами выступили педагоги барнаульской гимназии № 123.
Как и зачем использовать облако слов на уроках русского языка и литературы поделилась заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка, родного русского языка и литературы Татьяна Богданова.
— Понятно, что нет смысла использовать облако слов слишком часто. Это не рационально. Но есть такие моменты, когда нужно быстро, ярко и в интересной форме напомнить ученикам пройденную тему с помощью визуализированных ключевых слов, провести срез знаний, создать ассоциативный портрет слов, восстановить фрагмент пословицы и многое другое. Облака слов можно использовать на любом этапе урока, — пояснила Татьяна Николаевна.
Учитель русского языка и литературы Ольга Орехова представила личный опыт использования художественных текстов на уроках русского языка. Педагог уверена, что традиционная форма работы с художественным словом способствует формированию целостного мировосприятия учащихся, обогащению их внутреннего культурного пространства, созданию благоприятных условий для личностного осмысления прочитанного.
— На уроках русского языка я использую небольшой фрагмент из художественного произведения, который подобран таким образом, чтобы вызвать эмоциональный отклик в сознании ребенка. Он вспомнит автора, произведение, сюжет, героев. На уроке русского языка ученики понимают, что те произведения, которые мы проходим на уроке литературы, не исчезают. Мы возвращаемся к этим текстам, и выполняя упражнения, ребята задумываются над смыслом, погружаются в культурный контекст. Еще итальянский писатель Умберто Эко сказал: «Книги пишут не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали».
Педагог также старается давать школьникам творческие задания, ответы на которые не найти в готовых домашних заданиях.
— Когда у ребенка нет осознанного понимания, что нужно идти сложным путем, чтобы развивать свой потенциал, он будет выбирать легкие пути, — объяснила Ольга Васильевна.
Опытом организации проектной деятельности по русскому языку и литературе поделилась учитель Ирина Лавринова. Она назвала основные этапы, цели, задачи и структуру проектной деятельности, а также критерии оценки проектов.
— В начале сентября в нашей школе каждый ученик выбирает проект, над которым он будет работать. Педагог играет роль наставника и помогает ребенку осуществить его идею. Ребенок, когда ставит перед собой конкретную задачу, на выходе должен получить продукт, результат. Задача проектной деятельности — научить ребенка работать самостоятельно: планировать, проводить активную деятельность, анализировать, систематизировать и защитить проект, — рассказала Ирина Лавринова.
Она также продемонстрировала участникам круглого стола проекты старшеклассников. Так, продуктом проекта десятиклассницы «Лингвистические ошибки в рекламе» стала памятка для рекламодателей, а другой ученик в проекте «Значимость германизмов в русском языке» доказал, что использование заимствований в русском языке оправдано.
Как представитель организатора форума Ольга Староселец напомнила, что в настоящее время АИРО проводит Всероссийский конкурс учебно-исследовательских работ учащихся по русскому языку и литературе, родному языку и родной литературе «Язык — всем знаниям и всей природе ключ». Положение о конкурсе размещено по ссылке.
Учитель русского языка и литературы Кулундинской школы № 1 Нелля Нечаева:
— Все доклады вызвали у меня живой интерес, особенно про работу с облаком слов и художественным текстом на уроке русского языка. Было полезно узнать, как выстраивают проектную деятельность учеников в школе № 123, поскольку мы в нашей школе тоже этим занимаемся. Поделюсь полученными знаниями и информацией со своими коллегами.