Шах, мат, дебют и эндшпиль: 24 педагога дошкольного образования повысили шахматное мастерство в АИРО

С 14 по 19 октября 2022 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова прошли курсы повышения квалификации по теме «Обучение основам шахматной игры» для педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова отметила, что важной особенностью курсов является их построение на основе диагностики профессиональных дефицитов слушателей в направлении развития личности дошкольника через занятия шахматами. Обучение базировалось на трех составляющих: шахматная игра, психология детского возраста и дошкольная педагогика.

— Во время занятий вместе со слушателями мы определили каким образом учитывать возрастную и педагогическую психологию при обучении детей игре в шахматы, как использовать игровые, практические, наглядные и словесные методы работы педагога на «шахматном» содержании, а также как вдохновить ребят заниматься шахматами, — сказала Елена Николаевна.

На курсах слушатели выполнили лабораторную работу, в ходе которой, основываясь на стандарте дошкольного образования, выделили области развития детей: физическую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и проанализировали каким образом вовлечение детей в шахматную сферу влияет на разные области их развития. Проанализировали программу «Феникс — шахматы для дошкольников». Итогом работы стала методическая копилка педагога, в которую вошли игры, пословицы, загадки, стихотворения и сказочные сюжеты, касающиеся игры в шахматы.

Доцент кафедры математического образования, информатики и ИКТ АИРО, КМС по шахматам Сергей Аборнев познакомил слушателей с практической стороной шахматной игры. Педагоги, которые только включаются в преподавание шахмат и не владеют навыком игры, познакомились с ее азами: правилами, комбинациями, основными принципами дебюта, стратегиями миттельшпиля и особенностями эндшпиля. Педагогам с опытом шахматной игры также курсы были полезны, так как большое внимание Сергей Михайлович уделил «изюминкам» шахмат и их богатой истории. Отмечается, что ее изучение оказывает влияние на формирование мотивации педагогов. Преподаватель подробно остановился на ретроспективе шахмат в мире, нашей стране и Алтайском крае, помимо этого, был раскрыт вопрос шахматных соревнований.

— Изучая шахматное мастерство, дошкольник осваивает универсальные учебные действия — учится обобщать, сравнивать, анализировать, самостоятельно мыслить, ставить цель и находить пути ее достижения, — отметил Сергей Аборнев.

Слушатели дали высокую оценку курсам. Педагоги поделились впечатлениями.

Валентина Голуб, воспитатель детского сада г. Заринска:

—Преподаватель подробно остановился на правилах проведения шахматных соревнований, раскрыл очень интересные дебюты и разобрал задачи, которые можно будет применить в работе с детьми. Так как мы собираемся вводить шахматы в программу нашего дошкольного учреждения, буду активно транслировать полученные знания о работе со старшей группой детского сада коллегам.

Татьяна Аборнева, воспитатель детского сада Смоленского района с. Точильное:

 — Я играла в шахматы много лет назад в школе. Благодаря курсам мне удалось восстановить в памяти знания об этой игре и приобрести новые. Хочется особо отметить рассказ лектора об истории возникновения шахмат, так как он был очень познавателен и интересен. Курсы стали «ступенькой» изучения мною шахматной вселенной, после их прохождения собираюсь изучать тематическую литературу для наилучшей подачи этой темы детям.

Справка:

14 октября 2022 года завершила работу первая межрегиональная конференция в рамках проекта «Шахматы в школах». По ее итогам было решено запустить новое направление — «Шахматы в дошкольных образовательных организациях». Данное направление реализуется региональным Министерством образования и науки совместно с Федерацией шахмат Алтайского края и АИРО им. А.М. Топорова.

Набор в группу курсов повышения квалификации состоялся при поддержке Федерации шахмат Алтайского края. Планируется, что слушатели, прошедшие обучение, запустят в своих организациях преподавание шахмат для детей дошкольного возраста.

С этим читают