Сегодня, 20 марта, 24 педагога из разных районов и городов Алтайского края в барнаульской гимназии № 42 провели уроки по своим предметам в рамках первого тура очного этапа конкурса «Учитель года Алтая – 2024». Это было второе конкурсное испытание.
На урок отводилось 35 минут и еще 10 минут — на анализ собственного занятия и на ответы жюри. Педагоги должны были продемонстрировать, как они умеют подготовить, провести и анализировать урок. Жюри оценивало их по таким критериям, как методическая и психолого-педагогическая грамотность, корректность и глубина понимания предметного содержания, целеполагание и результативность, творческий подход к решению профессиональных задач, коммуникативная культура и рефлексивная.
— В первую очередь мы смотрели на личность учителя, его профессионализм в комплексе, а критерии оценки конкурсного испытания «Урок» просто помогли нам правильно расставить баллы, — отметил Алексей Лисин, председатель жюри одной из групп конкурсантов, директор и учитель информатики и ИКТ школы № 125 Барнаула, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России — 2013».
Мы спросили у 12 педагогов-конкурсантов, как прошли их уроки.
Учитель английского языка Целинной школы № 2 Татьяна Казанцева провела урок в 5 классе на тему «Родная страна» (географическое положение)». Ученики работали в группах и парах. Выполняя упражнения, они узнали новые слова по теме. В начале занятия педагог поинтересовалась настроением детей, для обучения лексики она применила прием «Стикер под стул», а в конце урока — прием рефлексии «ТриМ». Урок полностью проходил на английском языке.
Правильно писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных пятиклассников обучала учитель русского языка и литературы Зятьковской школы Панкрушихинского района Оксана Мут. Для этого она использовала ведущую технологию продуктивного чтения и методы наблюдения и сравнения. Так, дети сами вывели и сформулировали правило по теме, а потом сверили его с тем правилом, которое написано в учебнике.
Учитель немецкого языка Крутихинской школы Татьяна Комарова провела урок про распорядок дня в 6 классе. Она сравнила мальчика-лентяя Нехочуху из советского мультфильма с неряхой Петером, героем книги Генриха Гофмана. Ребята дали этим персонажам советы на немецком языке, которые могут помочь стать дисциплинированнее.
Про политическую жизнь российского общества шестиклассникам рассказала учитель истории и обществознания Налобихинской школы им. А.И. Скурлатова Косихинского района Татьяна Москвитина. Педагог использовала проектный и игровой методы. Создавая на уроке газету, ученики узнали, что такое политика и власть, кто является Президентом России, как называется основной закон страны, почему Россия — это многонациональное государство, а также вспомнили государственные символы.
Учитель барнаульской школы № 137 Наталья Клименок на уроке литературы в 8 классе разобрала с ребятами рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Вместе с педагогом ребята проанализировали ключевые эпизоды жизни героя Андрея Соколова и сделали выводы. На уроке они работали с текстом, читали с остановками, делали пометы. В ходе обучения учитель также применила прием критического мышления при работе со словом.
Обобщающий урок по теме «Местоимения» провела учитель русского языка и литературы Бродковской школы имени Героя Советского Союза Бориса Ивановича Конева Павловского района Александра Прощенко. Урок прошел в форме квеста. Работая в группах и парах, ребята выполняли зашифрованные задания и искали ответы, получая в процессе знания по теме урока.
Урок учителя истории и обществознания филиала Поспелихинской школы № 4 — Калмыцкомысовской школы Инны Звягинцевой был посвящен царю Федору Алексеевичу. Педагог применила на уроке игровые технологии. Семиклассники изучили личность царя и его реформы, а затем работали с текстом и закрепили знания с помощью настольной игры, разработанной самим учителем. Кроме этого, школьники посмотрели видеофрагмент из документальной драмы «Романовы».
Учитель начальных классов школы поселка Мирный Зонального района Анна Ерёмина провела в 4 классе занятие по русскому языку на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов». По словам педагога, это был интегрированный урок, то есть совмещенный с уроком литературного чтения. Ребята, работая в парах, выполняли разнообразные задания, связанные с текстами поэта Александра Пушкина, чей 225-летний юбилей со дня рождения будут отмечать в России 6 июня. На уроке конкурсантка использовала словесный, наглядный, практический и проблемно-поисковой методы обучения.
Урок литературы в 6 классе провела Анна Костина, учитель из школы № 3 города Заринска. Она сделала обзор двух произведений отечественных писателей на тему взросления человека: «Кирпичные острова» Радия Погодина и «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана. Эти повести включили для изучения в программу 6 класса не так давно. Целью педагога было побудить детей к чтению, заинтересовать текстом и фактами из биографий авторов.
На уроке физкультуры, который провела учитель Елена Жаркова из школы № 1 города Белокурихи, пятиклассники познакомились с техникой выполнения упражнений на низком гимнастическом бревне. В начале урока педагог рассказала о знаменитых российских гимнастах: Алексее Немове, Алие Мустафиной, Алине Кабаевой. В основной части урока школьники работали с гимнастическим предметами: скакалками, скамейками, матами. В частности, выполняли упражнения на координацию «Ласточка» и «Цапля». Учитель применила фронтальный, групповой, поточный и игровой методы обучения. Все ребята получили на уроке пятерки.
На уроке физики учителя из Алтайской школы Табунского района Ирины Олейниковой ребята в группах работали в инженерно-техническом офисе и проектировали макет плавдома. Помимо этого, они решали задачи по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». Педагог подготовила учеников к лабораторной работе, которую им предстоит выполнить на следующем занятии. Урок не обошелся без применения поискового и исследовательского методов обучения, а также фронтального опроса.
Учитель химии гимназии «Планета Детства» города Рубцовска Евгения Комарова погрузила учащихся 9 класса в тему «Щелочные металлы». Педагог организовала для ребят образовательный интенсив, показав им эксперимент взаимодействия натрия с водой с образованием щелочи, ученики наблюдали окрашивание фенолфталеина в малиновый цвет. Учитель использовала в эксперименте цифровой датчик температуры. Работая в тематических группах, ребята разбирались в свойствах и особенностях щелочных металлов и составили их портрет. Приемы, которые конкурсантка использовала на уроке, были направлены на формирование естественнонаучной грамотности.
Уже завтра, 21 марта, девять финалистов, которых выберет жюри, продолжат участие во втором туре «Учитель-мастер». Им предстоит провести для коллег мастер-класс, на котором необходимо продемонстрировать профессиональное мастерство по презентации и трансляции педагогического опыта.