Участники номинации «Педагогический дебют – 2025» презентовали профессиональный опыт

18 марта 2025 года в барнаульской школе № 53 с углубленным изучением отдельных предметов прошло первое конкурсное испытание «Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается» номинации «Педагогический дебют» конкурса «Учитель года Алтая».

Член жюри, Ирина Кулешова, доцент кафедры математики и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета рассказала о том, как участники справились с ним:

Все конкурсанты показали высокий уровень подготовки и презентации своего опыта. Они такие яркие, современные и смелые молодые учителя, которые не бояться пробовать что-то новое. Новаторство – их уникальность. Дебютанты в основном используют современные педагогические технологии, – отметила Ирина Геннадьевна.

Метод использования современных информационных технологий на уроках истории применяет учитель истории и обществознания барнаульской школы №53 с углубленным изучением отдельных предметов Кирилл Чураков. Используя технологии искусственного интеллекта, он разнообразил приемы традиционной наглядности, которая помогает ученикам визуализировать события прошлого, понять их значение и контекст с помощью виртуальных карт и экскурсий, схем и моделей исторических событий, сгенерированных нейросетями. ИИ-технологии для Кирилла Александровича инструмент, который помогает сформировать у учеников цифровую грамотность и погрузить их в события прошлого. Также конкурсант создал пособие для педагогов по использованию нейросетей в педагогической деятельности.

Елена Истрафилова, учитель истории и обществознания барнаульского лицея №122, в своей педагогической практике использует различные виды рабочих листов. Их наполняемость она формирует в зависимости от возраста и особенностей учащихся. В презентации молодой педагог представила рабочие листы с иллюстративным материалом, в которые ее ученики записывают, что они сами «посчитали важным». Кроме иллюстративного материала в свою разработку она добавляет листовки с картами и схемами, интересными фактами, которые не входят в программу, копиями исторических документов. За счет такой технологии ее ученики получают навыки работы с различными материалами, формами и источниками информации.

Применение практико-ориентированных задач – технология обучения Маргариты Малаховой, учителя математики Ремзаводской школы Павловского района. С помощью них конкурсантка формирует у учащихся математическую грамотность, для этого она использует электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности и методические пособия. Например, изучая тему «Площадь и периметр прямоугольника» ученики решали предложенную Маргаритой Сергеевной задачу о земельном участке, а по теме вычисления процента от величины — рассчитывали доходы семьи. Такой подход помогает школьникам связывать теорию с реальной жизнью, а также применять ее на практике в будущем.

Дарья Пахомова, учитель физики Кадетской школы №2 им. М.С. Батракова города Рубцовск, рассказала про технологии развития всех видов функциональной грамотности при помощи различных методик. Например, для развития читательской грамотности у школьников она применяет прием «зиг-заг» для систематизации большого объема теоретического материала. Этот прием она также использует для практического метода обработки формул и решения задач. При формировании естественно-научной грамотности ей помогает метод физического эксперимента и модель фрейна, которая позволяет учащимся систематизировать обязательные и необязательные знания о каком-либо явлении. В глобальной грамотности она применяет методику «крестики нолики», с помощью которой школьники создают связи между явлениями. Кроме того, глобальную грамотность Дарья Евгеньевна формирует и во внеурочной деятельности на общешкольном уровне – проводит «Вечер физики» и «Физический КВН». В рамках обобщения большого материала по физике для 8 класса ею были созданы игры, в которые восьмиклассники играют на перемене.

Учитель английского языка и литературы школы №6 имени Н.П. Красильникова города Бийска Полина Жданова использует на своих уроках нейросети в качестве инструмента для развития soft skills у учащихся. С помощью искусственного интеллекта она создает задания, тексты, наглядные материалы, конспекты и планы мероприятий. Например, для учеников пятого класса на урок литературы она сгенерировала изображения персонажей из произведений. Ее ученики анализируют картинку, сопоставляя ее с сюжетом произведения, и таким образом учатся замечать детали и формулировать собственное мнение. Также Полина Евгеньевна обучает детей самостоятельно работать с нейросетями – по плану генерировать краткий пересказ произведений, предварительно сделав их анализ.

Об использовании опорной карточки для актуализации знаний и создания ситуации успеха на уроке рассказала Ирина Воронкина, учитель истории и обществознания школы №118 города Барнаула. Для занятий по истории за 6 класс она вместе с учениками создает карточки по историческим деятелям, а на уроке обществознания – по терминам. Такая методика позволяет педагогу упростить и систематизировать информацию для более легко восприятия. Для конкурсного жюри Ирина Всеволодовна тоже подготовила карточки, посвященные победителям заочного этапа.

Член студенческого жюри, Корнеева Дарья, студентка Алтайского государственного педагогического университета, поделилась впечатлениями о прошедшем испытании:

Я выделила для себя несколько методик, которые были представлены сегодня, очень понравилось, как креативно и интересно их подали конкурсанты. Также для меня это отличная практика посмотреть, как педагог должен вести себя при публичном выступлении, как выстроить презентацию, какие детали добавить и как правильно отвечать на вопросы конкурсного жюри.

Завтра, 19 марта, состоится конкурсное испытание «Урок». Мероприятие пройдет на этой же площадке, в барнаульской школе № 53 с углубленным изучением отдельных предметов.

С этим читают