25 августа 2022 года в АИРО им. А.М. Топорова в рамках подготовки к ежегодному Общероссийскому родительскому собранию состоялось собрание региональной секции, посвященной работе системы образования Алтайского края с родителями. Во встрече приняли участие 42 человека.
— В системе образования постоянно происходят изменения, и мнения родителей о них очень важны, — отметила заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына, открывая мероприятие.
Председатель Алтайского краевого совета родительской общественности Анна Паутова подчеркнула, что такие встречи — основа эффективного взаимодействия образовательных организаций с родителями, так как «родители давно стали полноценной частью образовательного процесса». Руководитель Алтайского регионального отделения Национальной родительской ассоциации Татьяна Соболева рассказала об основных направлениях участия родителей в воспитательной работе и контроле над образовательным процессом, их совместной деятельности с образовательными организациями и о задачах «родительских секций». Также она коснулась темы психолого-педагогического консультирования родителей.
Опытом реализации проекта «Рецепты семейного счастья» в селе Целинном поделилась директор Целинной школы №1 Светлана Колесникова. Проект направлен на укрепление социального института семьи, формирование ответственного родительства и продвижение традиционных семейных ценностей. Для этого проводятся лекции-беседы, встречи и концерты, киноуроки, культурно-просветительские акции, творческие конкурсы и другие мероприятия. Также в рамках проекта работают «Родительский клуб», «Родительский университет», «Родительский лекторий» и консультационный пункт психолого-педагогической поддержки семьи «Точка опоры».
Воспитатель новоалтайского детского сада №181 Наталья Пушкина рассказала об опыте взаимодействия с родителями: мероприятиях, которые проходят в детском саду для детей и родителей (например, проекте «Память сердца — память поколений»), об участии в различных всероссийских патриотических акциях, вовлечении детей в посильные для них социальные практики и о развитии семейного волонтерства.
Также участникам встречи рассказали о роли советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в процессе взаимодействия с общественными организациями и родительской общественностью. Пока такая должность появилась только в 10 регионах России, в их числе и Алтайский край. С сообщением на эту тему выступила главный эксперт Регионального ресурсного центра реализации проекта гражданского воспитания Ирина Николенко, она представила «портрет советника» и рассказала об основных направлениях деятельности этих специалистов. По ее словам, советники должны стать «навигаторами детства», модернизировать, развивать и обновлять воспитательную среду в школах, чтобы каждый школьник мог найти занятие по душе; вовлечь всех учащихся в деятельность, которая будет формировать гражданина и патриота.
Галина Синицына подчеркнула, что советники — проводники федеральной повестки и должны играть ключевую роль в создании и закреплении единого образовательно-воспитательного пространства, реализации государственной воспитательной политики, формировании единого мировоззрения школьников.
О взаимодействии семьи и Российского движения школьников проинформировала региональный координатор РДШ Юлия Ушкевич. Она рассказала о «родительском крыле» движения и реализованных под эгидой РДШ всероссийских конкурсах, акциях и мероприятиях с участием родителей, а также об интернет-ресурсах, в том числе сообществе РДШ в соцсети «ВКонтакте». Юлия Ушкевич уверена, что «Родительский совет РДШ» должен работать в каждой школе.
Результатом встречи участников региональной секции стали предложения, которые планируется включить в проект резолюции и направить министру просвещения РФ Сергею Кравцову.
Предложения для обсуждения в рамках Общероссийского родительского собрания:
— презентовать успешный опыт регионов России по организации пятидневной учебной недели и школьного многопрофильного дополнительного образования детей;
— обеспечению эффективной межуровневой преемственности воспитательной работы в системе «школа — СПО — вуз»;
— социализации и включению в воспитательный процесс родителей и детей-инвалидов, находящихся на семейном образовании;
— а также по внедрению правил пользования гаджетами для учащихся во время пребывания в школе.
Родительская общественность Алтайского края готова принять участие:
— в организации мероприятий по усилению защиты детей от вредной информации в образовательных организациях, включая запрет на посещение детского сада с игрушками, наносящими психологический вред ребенку;
— в мероприятиях по формированию и развитию цифровой культуры родителей с целью сохранения здоровья ребенка.
Кроме того, родители дошкольников просят обратить внимание на возможность включения на конкурсной основе в действующие федеральные программы мероприятий по модернизации материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом имеющейся проблемы ветхости зданий детских садов, построенных в 1960-1970 гг.