21 марта в рамках второго тура очного этапа конкурса «Учитель года Алтая-2024» девять финалистов провели мастер-классы, на которых продемонстрировали коллегам свой педагогический опыт. Конкурсное испытание проходило в барнаульской гимназии № 42.
Каждый из участников должен был за 20 минут рассказать о технологиях, которые он использует в своей работе.
Первой выступила Грануш Степанян, учитель английского языка из Смоленской школы № 2. Свое выступление она посвятила искусственному интеллекту. В рамках мастер-класса педагог предложила одной фокус-группе самостоятельно написать отзыв о конкурсе, а другой фокус-группе — создать его с помощью нейросети. Эксперимент показал, что искусственный интеллект — эффективный инструмент, но не идеальный, поэтому важно научиться им пользоваться. Конкурсантка раздала памятки, в которых написано, как правильно сформулировать запрос искусственному интеллекту. Педагог отметила, что не нужно бояться внедрять его в образовательный процесс. Например, ее ученики активно пользуются приложением для тренировки английского с виртуальным собеседником.
Учитель русского языка и литературы барнаульской школы № 137 Наталья Клименок провела мастер-класс про технологию «Видеть сердцем». На примере рассказа Эдуарда Кочергина «Поцелуй» педагог показала, как учит школьников работать с текстом, чтобы они смогли понять смысл прочитанного. Она порекомендовала смотреть этимологию ключевых слов, обращать внимание на детали и образы, спрашивать у детей, какие ассоциации они у них вызывают.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы школы № 17 города Бийска Ольги Царевой назывался «Выходя за рамки». Педагог поделилась упражнениями, которые позволяют развивать креативное мышление и воображение детей, помогают на разных этапах урока раскрепостить ребенка, чтобы он не боялся говорить и чувствовал себя комфортно.
Учитель истории и обществознания Алтайской школы № 2 Алтайского района Екатерина Фоминых много лет руководит школьным музеем. На мастер-классе конкурсантка поделилась, как заинтересовывает детей историей, как они ищут темы для исследовательской деятельности, используя специальный алгоритм. По словам педагога, исследовательская работа воспитывает в ребятах патриотизм.
«Теория шестиугольного обучения как эффективное средство визуализации учебного материала» — тема мастер-класса Юлии Борисовой, учителя биологии Бийского лицея-интерната. Она отметила, что эта технология универсальная, ее можно применять на уроках по разным учебным предметам. Шестиугольные карточки позволяют установить последовательность этапов процессов, провести классификацию на группы или что-либо описать. С их помощью можно обобщить и систематизировать большой объем учебного материала, развивать критическое мышление у детей. Педагог поделилась наблюдением, что работа с такими карточками привлекает ребят, в том числе своей интерактивностью.
На своем мастер-классе «Стратегии читательской деятельности» учитель русского языка и литературы школы № 3 г. Заринска Анна Костина выразила уверенность в том, что те дети, которые не читают, просто еще не нашли свою книгу. По мнению конкурсантки, чтобы ребенок полюбил читать, важно возрождать традиции семейного чтения. Педагог заметила, что интерес ребят к классической литературе вызывают интересные факты из биографий писателей: «Когда ученики знакомятся с писателем как с человеком, то читают его книгу уже с другим настроем». Также эффективны такие методы обучения, как работа с микротекстами и многоуровневая интерпретация большого текста.
Учитель английского языка барнаульского лицея № 121 Анастасия Пикунова рассказала, как привлечь внимание учеников на уроке. В качестве решения она предложила проводить урок или любой из его этапов в формате TED и познакомила со структурой публичного выступления. Этот способ, по словам конкурсантки, позволит просто и метафорично донести до детей важную информацию. Ко всему прочему, глядя на педагога, дети тоже научатся выступать перед аудиторией.
Опыт игрового обучения представила учитель истории и обществознания филиала Поспелихинской школы № 4 — Калмыцкомысовской школы Инна Звягинцева на мастер-классе «Учение с увлечением». Педагог применяет на уроках игры, в том числе разработанные ею самой. Она показала коллегам схему, опираясь на которую можно создать настольную игру, а также объяснила, как включить ее в урок, чтобы она принесла пользу и замотивировала ребят на получение знаний. Конкурсантка уточнила, что подбирает игры с учетом возраста учащихся. Например, в старших классах использует лото для проверки знаний исторических дат, а ребятам помладше дает собирать тематические пазлы.
Учитель начальных классов школы поселка Мирный Зонального района Анна Ерёмина дала мастер-класс «Эйдетика — знания на всю жизни». Она рассмотрела технологию, которая поможет ученикам запоминать большой объем информации. Для этого педагог рекомендовала использовать метод фонетических ассоциаций, приемы «Цепочка» и «Пиктограмма». Эти упражнения развивают память, воображение, тренируют креативное мышление.
В составе Большого жюри, которое оценивало мастер-классы, работали известные учителя, деятели науки, культуры и искусства, руководители учреждений, профессиональных общественных организаций, победители конкурса «Учитель года Алтая» и номинации «Педагогический дебют», представители учредителей и родительской общественности, а также председатели жюри первого тура очного этапа.
— На мастер-классах учителя старались продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Мы увидели технологии, которые они используют для достижения целей обучения. Наши педагоги показали, что стремятся осознавать ценность каждого своего педагогического воздействия на аудиторию. Содержание их выступлений соответствовало тем изменениям, которые внесены в методики обучения в современной школе, — обратила внимание Галина Синицына, председатель Большого жюри, заместитель министра образования и науки Алтайского края.
По итогам мастер-классов жюри определило трех лауреатов. Ими стали учитель истории и обществознания филиала Поспелихинской школы № 4 — Калмыцкомысовской школы Инна Звягинцева, учитель английского языка Смоленской школы № 2 Грануш Степанян и учитель русского языка и литературы школы № 17 города Бийска Ольга Царева.
В этот же день лауреаты приняли участие во втором конкурсном испытании второго тура «Вопрос учителю года».